ГЛАВНАЯ КАТАЛОГА СТАТЕЙ Каталог статей - Классическая литература
Меню сайта
Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 2863
Показано материалов: 2651-2660
Страницы: « 1 2 ... 264 265 266 267 268 ... 286 287 »

Рассказы "Записки охотника" (Тургенев) представляют собою яркий протест автора против крепостного права, но в них мы не найдем сатирического изображения реалий жизни того времени. Без сомнения, большой материал для бичевания крепостного права с различных сторон доставило Ивану Сергеевичу Тургеневу жестокое отношение собственных его родителей к принадлежащим им крепостным.


Базаров, характеристика которого представлена в статье, — разночинец. Он — сын лекаря и сам с гордостью заявляет, что его дед землю пахал. Впервые Тургенев сделал разночинца центральной фигурой романа. Базаров, прежде всего, позитивист и материалист. Для него не существует веры, общих принципов и априорных идеалов. «Я не верю ни во что», — говорит он Павлу Петровичу.


Евгений Базаров — это представитель молодого поколения, нигилист. Характерной чертой, отличительным признаком его направления является отрицание того, что считалось раньше истинным и законным.


Главный интерес романа сосредотачивается на Базарове. Автор ничего не говорит о том, как развился его герой, как могло сложиться такое лицо. Быстрое окончание романа не дает возможности угадать, какое развитие суждено Базарову впереди. Это молчание имеет основание предполагать, что Евгений образовался не постепенным накоплением отдельных влияний, а быстрым крутым переломом.


Тургенев выделяет образ Базарова изо всех окружающих его людей одного с ним лагеря. Он высоко поставил его над Ситниковым, Кукшиной, вынесшими из новых идей только новый способ времяпрепровождения. Он возвысил Базарова и над другом его, прекраснодушным Аркадием. В лице Евгения Тургенев имел намерение представить тип лучших представителей молодого поколения шестидесятых годов.


Базаров ("Отцы и дети") — носитель новых идей. Он живет и действует в среде представителей старого «идеального» направления, и тем резче на этом фоне выступает перед нами его любопытная фигура.
В мыслях и на словах Базаров неустрашим. Никаких выводов он не боится, и открыто презирает и значение искусства, и уважение к женщине, и чувство сыновней любви.


В главе XXXV говорится о воспитании Лизы, о влиянии на нее Агафьи, этой о своем роде необыкновенной женщины. Из этой же главы, однако, видно, что влияние Агафьи могло оказаться столь могущественным только потому, что сама Лиза Калитина от рождения была наделена задатками религиозности. Какова же была религия Лизы?


Лиза Калитина - в высшей степени симпатичный и замечательный тип современной образованной девушки (провинциальной барышни). Она привлекательна, как и Татьяна Пушкина, но, пожалуй, превосходитТатьяну своим цельным нравственным характером. Лиза Калитина не могла получить от своей пустой сентиментальной матери никакого солидного воспитания. Училась она усидчиво: «без труда ей ничего не давалось», - говорит автор.


По своей духовной красоте, по возвышенному строю своей души Лиза Калитина вообще имеет себе мало равных в русской литературе; даже по сравнению с Пушкинской Татьяной, которая приближается к ней по строгому чувству долга, натура Лизы гораздо глубже, стремления ее чище и идеальней. Характер героини отличается необыкновенной цельностью, в нем нет разлада, нет внутренних противоречий.


Лиза Калитина получила образование провинциальной барышни, выросла в самой заурядной провинциальной среде. По своему характеру она имеет много сходных черт с Наташей из «Рудина»: она так же проста, серьезна и добра. Отличительный признак ее - это глубоко развитое, почти мистическое религиозное чувство: «она любила всех и никого в особенности, она любила одного Бога, восторженно, робко, нежно».


1-10 11-20 ... 2631-2640 2641-2650 2651-2660 2661-2670 2671-2680 ... 2851-2860 2861-2863