Меню сайта
Статьи » Литература 21 века » Улицкая Л.Е.

Анализ повести Улицкой "Медея и ее дети"

  • Статья
  • Еще по теме

Древними как сам человек называет автор проблемы, поставленные в повести «Медея и её дети» (1996). Рок, судьба, собственная воля, любовь, измена, ревность, самоубийство на любовной почве. По форме и стилю это семейная хроника, воссозданная в традиционной реалистической манере, лишь языковая смелость и налёт эротики в некоторых сценах выдают время создания книги — конец 20 века, эпоха сексуальной революции. В основе сюжета два любовных треугольника. Александра (по — домашнему Сандрочка) соблазняет мужа Медеи, рожает от него дочь Нику. А потом история повторится, когда Ника и её племянница Маша влюбляются в хищного самца Валерия Бутонова. Умная, глубокая, но психически неустойчивая Маша, узнав правду, покончит жизнь самоубийством. Такова внешняя канва сюжета, выводящая к главной проблеме творчества Л. Улицкой — таинство брака, ценность и значимость семьи во все времена. Что семья — это непрерывная работа, для автора само собой разумеющееся, но она идет дальше. Брак — это непрерывная работа. А если об этом забываешь, он тут же разваливается.

Медея Мендес Синопли-хранительница семьи и очага, её основа, душа. Парадокс заключается в том, что родных детей у Медеи нет, но у неё огромная семья и дом, куда съезжаются каждое лето родственники со всех концов земли. Их так много, что они составили гостевой график пребывания в её крымском доме, куда каждый едет со своими бедами и радостями. И на всех хватает её ласки, тепла и заботы, хотя внешне она сурова и неприступна.

Священность семейных уз не позволяет делить родственников на дальних и близких, своих и мужниных. Может быть, поэтому каждому из них «удивительно приятно принадлежать к семье Медеи». Здесь есть русские, литовцы, грузины, корейцы, представители малых народов Севера и даже черная невестка из Гаити. Забота о близких для Медеи — не обязанность и не подвиг самопожертвования, а естественное состояние души, нечто само собой разумеющееся, без пафоса творимая ежедневная работа. Она никого не учит, не осуждает, не воспитывает, не требует благодарности, но ей и только ей поверяют свои тайны и страхи и внешне раскованная Ника, и углубленная в себя Маша, дети и подростки, мужчины и женщины. И это так же естественно, как боль Медеи за них и готовность помочь каждому.

Величие Медеи, непостижимо соединенные в ней гордость и смирение, открывает для себя смертельно больной муж Самуил. Сам проживший жизнь бурную, грешную, теперь читая священные книги Левит, Бытие, Исход, он понимает, в какой атмосфере беззакония жили люди его страны и сам он среди них. Свою комсомольскую юность и энергию зрелости Самуил потратил для разрушения законов, завещанных Богом. И этот общий закон беззакония своим тихим упрямством отвергла одна Медея. Она растила детей, трудилась, молилась, постилась, просто и несуетно жила. Заметим — у автора ни слова о подвигах, трудовых и иных победах, преодолении тягот. Её героиня жила, исполняя добровольно взятые на себя обязательства, давно отмененные всеми высшие Божьи законы. Любовь и всепрощение, смирение без уныния, забота о ближних как внутренняя потребность делают Медею поистине великой без нимба величия и мученичества.

Есть в повести и другая, на наш взгляд, остро современная болевая проблема, её замалчивают многие серьёзные авторы, пишущие о проблемах семьи: свободная любовь супругов, необязательность верности друг другу.

Вступив в священный союз, Маша и Алик не связывают себя обязательствами верности. Честно и правильно будет, по их мнению, признаться супругу, встретив другого партнера, а ревность, упреки — дикость, вчерашний день. Простая, казало бы, и беспроигрышная схема. Умные, тонко чувствующие герои слову верны. Только жизнь коварней любой схемы. Непредвиденные обстоятельства, обострение детского страха, муки совести — все причудливо сойдется в роковой точке Машиной гибели. В этом кружеве — грех и болезнь, судьба и наследственность. Есть и тонкая ниточка свободной воли, только «очень редко в жизни возникает ситуация, когда есть место для проявления этой воли. Обычно это только иллюзия», — приходит к выводу автор.

Источник: Соловьева Л.В. Русская проза рубежа тысячелетий: Учебное пособие. — Елабуга: издательство ЕГПУ, 2006

🔍 смотри также:
Понравился материал?
39
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 20272