Меню сайта
Статьи » Литература 21 века » Пелевин В.О.

Анализ романа В. Пелевина "Омон Ра"

  • Статья
  • Еще по теме

Смешение и смещение — основные принципы эстетики постмодернизма. В. Пелевин наиболее последовательно воплощает их в своих произведениях. В книге абсолютно реалистическое начало. Максим Кривомазов, «человек незлой души, по природе веселый и отзывчивый», всю жизнь проработал в милиции, хотел, чтоб сыновья пошли по его стопам, поэтому и назвал старшего — Овир, младшего — Омон. Первый сын умрет от менингита в 4 классе, но и младший обманет надежды спивающегося в одиноком старчестве отца. Мальчик с детства живет мечтой о небе.

Реализацией детской мечты стало поступление героя в Летное училище им. Алексея Маресьева. В произведениях В. Пелевина, как заметила Г. Нефагина, «реалистический принцип типизации соединяется в пределах одного произведения с модернистским (сюрреалистическим) способом изображения действительности, причем сюр имеет трагическую окраску». Формирование «настоящих людей» начинается с превращения в бытовую конкретику соцреалистической метафоры. Герой просыпается и видит привязанных к кроватям курсантов, у которых на простынях кровавые пятна: ночью им ампутировали ноги. Так воспитывают мужество и силу воли, ведь на выпускном экзамене «настоящие люди» должны уметь лихо танцевать на протезах, а главное — быть готовыми в любой момент отдать жизнь за Родину. О том, что «треть выпускников спивается, а треть — у кого операция неудачно прошла — вообще самоубийством кончают», — Омон узнает позже, а пока он попал в среду, где штампуют героев, и должен им непременно стать, свободы выбора здесь нет. В этой Системе человек — винтик, встроенный в машину социальных иллюзий. Фанерная ракета из детства была символом живой мечты, а Космос, который должны штурмовать курсанты маресьевского училища, обернется фикцией и абсурдом.

Узнаваемая в тексте эпоха 70-х годов была набором идеологических мифов, которые постепенно превратились в штампы. На стрельбище Пехотного училища им. Александра Матросова «бьют короткими очередями несколько пулеметов, а курсантам надо наловчиться быстро подбегать к амбразуре ... ловко прыгать на неё грудью». Это у Пелевина ещё один способ реализации расхожего в советское время утверждения «В жизни всегда есть место подвигу». Духовным наставником Кривомазова является узнаваемый любым советским школьником замполит Урчагин, слепой, парализованный, но сильный духом. Его портрет — почти дословная цитата из романа Н. Островского «Как закалялась сталь».

Причудливо совмещается у В. Пелевина мир фантазии и реальность, книжные штампы прошлого и сегодняшняя действительность, правда и ложь. Социализм породил массу идеологических мифов. Пелевин «замахнулся» на самый, казалось бы, бесспорный — о наших успехах в космосе. Героев готовят к полету на Луну. «Доктор философских наук в отставке» (!) Иван Кондратьев внушает курсантам мысль В.И. Ленина «Из всех планет и небесных тел важнейшей для нас является Луна», поэтому видный русский ученый Г.И. Гурджиев разработал марксистскую теорию Луны. Согласно ей, всего лун у Земли было пять — именно поэтому звезда, символ нашего государства, имеет пять лучей.Управляемый Омоном Кривомазовым луноход должен пройти 70 км. по лунной трещине (конечно, имени Ленина!) и установить в её центре вымпел-радиобуй, который передает в космос слова «МИР», «ЛЕНИН», «СССР». Но это тоже мистическая бутафория. Никакой автоматики в стране нет, и полеты в космос у Пелевина напрямую связаны с верной гибелью людей. Внутри ракеты находятся выпускники-маресьевцы, они с помощью механического рычага отделяют ступени и сгорают вместе с ними. Луноход приводится Омоном в движение с помощью велосипедных педалей, а сам он, выполнив задание, должен умереть на темной, невидимой стороне Луны от голода и холода, когда иностранные спутники зафиксируют нашу очередную «громкую победу» в деле освоения космоса.

Фиктивный мир у Пелевина синонимичен смерти, отсюда трагическая развязка судеб героев, у которых «стальные руки-крылья, а вместо сердца — пламенный мотор». В качестве позывного Омон берет звучное имя египетского бога Ра. Уходят из жизни вчерашние однокурсники Сева, Ваня, Дима, но эйфория парения над Землей и для Омона оборачивается грустным разочарованием. Раздвоенность сознания — обязательный атрибут пелевинских героев. С детства Омон бьется над загадкой соотношения тела и души. Идея богоподобия человека, привлекательная, но смутная для ребенка, подталкивает к выбору своего, лучшего бога. Развязка фабульной коллизии неожиданна и фантастична при всей жизненной достоверности бытовых деталей. В финале повести происходит обман обмана. Никакого полета на Луну вовсе не было. Очнувшись от действия снотворных препаратов, наш герой окажется в глубоком тоннеле метро. Он уходит от погони и натыкается на телекамеры, муляжи космических кораблей, тросы, прожектора, имитирующие звездное небо, и понимает, что информация в СМИ о дальних планетарных полетах, выходах человека в открытый космос — очередная фикция для одурманивания обывателей, способ отвлечения их от убогой действительности.

Есть у Пелевина лейтмотивом проходящее через весь текст описание тошнотворного комплексного обеда: суп из макаронных звездочек, холодная курица с рисом и компот из сухофруктов. Им кормили советских людей в пионерских лагерях, студенческих и рабочих столовых. Это символ примитивной постности, мерзкой рутины жизни. Героя же влечет небо и светлая мечта, он соглашается даже на смертельный исход полета, желая вырваться из серой повседневности. Омон Кривомазов сделал попытку «выскочить» из мертвенной системы фиктивный ценностей. Однако плата за мечту оказалась слишком высока. Чудесным образом уйдя от верной смерти в полете, а затем не менее опасной для жизни погони представителей органов за уцелевшим свидетелем обмана, в спасительном для него в вагоне метро герой В. Пелевина с ужасом осознает сходство этого вагона с луноходом, а у соседки видит «сетку с продуктами» — там было несколько пачек риса, упаковка макаронных звездочек и мороженая курица в целлофановом мешке». Замкнув сюжетное пространство, Пелевин создает свой Космос, свой реестр ложных и истинных ценностей, где фабуле явно противостоит не издевка, а серьезно, почти трагически звучащее посвящение «Героям Советского Космоса».

Источник: Соловьева Л.В. Русская проза рубежа тысячелетий: Учебное пособие. — Елабуга: издательство ЕГПУ, 2006

🔍 смотри также:
Понравился материал?
51
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 27198