Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Сентиментальное путешествие по Франции и Италии" (Стерн): описание и анализ романа

  • Статья
  • Еще по теме

«Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» — роман Лоренса Стерна (жанровое определение «роман» не общепринято; другие характеристики жанра: путевой очерк, книга путешествий). Написан в 1768 г.

Это последнее, итоговое произведение Стерна. Сын пехотного офицера, правнук архиепископа Йоркского, Стерн учился в кэмбриджском Колледже Иисуса. Став священником в Йоркшире, заслужил репутацию хорошего пастора и блестящего проповедника; он много читал, играл на скрипке, занимался живописью, был душой провинциального общества и увлекался женщинами; необычность этого пастора усугублялась в глазах публики его литературными трудами: вслед за сатирой на церковные раздоры («Политический роман», 1759 г.) стал выходить его роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» (1759-1767 гг.), принесший ему славу; с ним будет связано и «Сентиментальное путешествие...». «Тристрам Шенди» был необычен до причудливости: в нем нарушались и пародировались все основы формировавшегося тогда нравоописательно-бытового романа (Ричардсон, Филдинг, Смоллетт), свобода и юмор шуток граничили с непристойностью, а за всем этим стояла острота наблюдений, глубина мысли и новизна художественного подхода к человеку. Эти качества перешли в «Сентиментальное путешествие...». Вместе с тем к середине 1760-х гг. Стерн, переживший смерть матери и умственное расстройство жены, тяжело заболевший, устает от своей несколько скандальной славы. Тогда рождается замысел «Сентиментального путешествия по Франции и Италии», материалом для которого послужили пребывание во Франции в 1762-1764 гг. и путешествие в течение восьми месяцев 1765 г. Другой побудительной причиной стала любовь к Элизе Дрейпер (в «Тристраме Шенди» — Дженни), с которой связаны его последние сочинения.

В обеих книгах есть общие герои и сюжеты (само путешествие во Францию описано в VII томе «Тристрама Шенди»). Общее — и в приближении к той повествовательной технике, которая разовьется в XX в. под именем «потока сознания» и в которой объектом изображения становится «внутренний человек». Личностность автора «Сентиментального путешествия...» резко отличает его от других «книг путешествий», очень модных в XVIII в. (Д. Дидро описал свой «Тур по Британским островам» в 1724 — 1726 гг., Филдинг оставил «Дневник путешествия в Лиссабон» в 1755 г., Смоллет — «Путешествия по Франции и Италии» в 1768 г.). Особенность романа Стерна в субъективности впечатлений, склонности выделять нечто маленькое и обыденное вместо «достопримечательностей», а главное в образе воспринимающего и чувствующего героя.

Этот герой автобиографический, но все-таки не целиком совпадающий с реальным Стерном: пастор Йорк перешел сюда из «Тристрама Шенди» и в обеих книгах не случайно носит имя шута из шекспировского «Гамлета». Йорк остроумен, добр, чувствителен, любвеобилен и словоохотлив; и каждое его впечатление и чувство выражается двойным контрастным образом, либо внешне иронично и внутренне растроганно, либо внешне растроганно, со многими слезами и словами, но внутренняя ирония будет ощущаться в самом факте и форме словесного излияния.

Стерн называл «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» своим «Трудом Искупления», предпринятым с целью «научить нас любви к миру и к нашим собратьям — живым творениям». Выражение «fellow creatures» относится ко всему спектру живых существ, включая человека. Это стерновское состояние отзовется в 20 веке в сходном чувстве Г.К. Честертона: «Человек сотворен, в этом вся его радость». Действительно, «Путешествие» Стерна охватывает путь более долгий, чем из Калле в Лион: от карикатуры на человека до осознания братства людей.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
9
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 10438