Меню сайта

Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Лоренс Стерн: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Лоренс Стерн (1713—1768) родился в семье скромного офицера, окончил Кембриджский университет и большую часть жизни провел провинциальным священником, не помышляя о великой посмертной славе. Этот период жизни отразился в его романе «Жизнь и мнения Тристрама Шенди», персонаж которого — священник Йорик — своеобразный автопортрет писателя-просветителя. Далекий от претензий на материальные блага, Лоренс Стерн целиком ушел в мир интеллектуальных интересов, много читал и достиг энциклопедической образованности, которую тщательно маскировал под чудачество. Мишенью своих едких насмешек он избрал педантизм и схоластику, а религиозное рвение подменял проповедью человеколюбия, подсмеиваясь над наиболее почитаемым церковным автором Фомой Аквинским и предпочитая ему своего соотечественника, философа-материалиста Джона Локка. В своем творчестве Лоренс Стерн воплотил духовное содружество великих талантов. Для себя он взял раскованность мышления Монтеня и Шекспира, гротесковое воображение Рабле и Эразма, юмор Бена Джонсона, печальное рыцарство и здравый смысл Сервантеса, укрывающий от житейских невзгод оптимизм Вольтера. И вместе с тем Стерн остался оригинальным писателем.

Роман «Жизнь и мнения Тристрама Шенди» (1767) поначалу кажется литературной клоунадой. Но за этой внешней дурашливостью открывается глубокая серьезность философской мысли. Сочинение посвящено Луне — пристанищу душ почивших на земле безумцев. Таково старинное народное предание. Автор отвергает строгость, рядящуюся в одежды педантов, угрюмых молчунов, неспособных понять игру живого ума, веселую шутку, всех тех, кто упорствует на «правильной» точке зрения официальной морали, холодного сердца, жестокого эгоизма. Беспечное веселье в имении Шенди Холл — антипод «правильности», страшного и опасного мира, где творятся преступления и великие беды. Приветливый Шенди Холл с огородом и лужайкой укрывает от невзгод искалеченного на войне отставного капитана Тоби Шенди с его слугой капралом Тримом, бывшего коммерсанта, а теперь философа-помещика Шенди-старшего, с надоедливо-покорной женой и с маленьким существом Тристрамом, его сыном, чья жизнь и мнения составляют фабулу повествования.

Бывшие военные строят игрушечные фортификации и ведут сражения, не подозревая, что им грозит куда более серьезная атака со стороны вдовушки, вознамерившейся пленить старого вояку в изношенных пунцовых штанах. Этот мир шутки чужд «большим парикам», «важным физиономиям», «длинным бородам».

Тристрам же, едва достигший к концу романа пятилетнего возраста, озабочен написанием книги, досаждая окружающим своей наивностью, бестолковостью и вместе с тем источая добродушие. Мягкость юмора Стерна происходит от печальной мудрости и щедрости сердца, благорасположения к человеку, который близок автору своей незащищенной непритязательностью, неустроенностью, несовершенством. Писатель не следует строгой логичности повествования, часто нарушает ее отступлениями, длиннотами или внезапным усечением.

Эта манера несколько смягчена в другом произведении Лоренса Стерна — «Сентиментальном путешествии» (1768), из-за смерти автора оставшемся неоконченным. Следуя модному тогда увлечению жанром путешествий, порожденному жаждой открытия новых земель, познания многообразия человеческого существования, писатель, или герой романа пастор Йорик, — совершает необыкновенное путешествие в мир чувств. Не диковинные страны, нравы, обычаи, а проявления в людях великодушия, рыцарственной самоотверженности, человеколюбия, таящихся в мелочах, жестах и тому подобных деталях поведения или быта, привлекают его внимание. Йорик называет свое путешествие по Франции пробой человеческой природы, позволяющей выявить в людях человечность, а сам он, носитель любви, милосердия и сострадания, то и дело подвергается испытанию юмором. Комическая ситуация взрывала благопристойность условностей и предрассудков и навевала мысль о праве людей на проявления своей естественной природы, ущемленной благоприобретенными эгоизмом, корыстолюбием, тщеславием. Чувствительность Лоренс Стерн породнил не со слезой, а с насмешкой, отчего путешествие, не случайно названное сентиментальным, приобретает трагическое звучание: человек не может нигде найти прибежища от печалей и скорбей мира. Этот трагизм был угадан Гейне, заметившим, что Стерн, желая высказать «истекающие кровью чувства», произносил смешные, забавные слова. Стерн дал название целому литературному направлению, которое после выхода «Сентиментального путешествия» обрело свой термин — «сентиментализм». Русло сентиментализма видоизменялось и расширялось по мере возникновения на литературной арене таких гигантов, как Руссо, Дидро, Шиллер, Гете, А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин, каждый из которых привносил в это течение новые, неповторимые эмоциональные краски.

Высоко ценили Стерна в декабристских кругах, а также А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Категория: Другие авторы | Добавил: katerina510 (18.10.2019)
Просмотров: 56 | Теги: творчество Стерна, Стерн