Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

"Ипполит" Еврипида: описание и анализ произведения из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Ипполит» — трагедия Еврипида. Поставлена в 428 г. до н.э. Это произведение — «Ипполит увенчанный» — было вторым обращением знаменитого драматурга к судьбе несчастной младшей дочери Миноса и ее пасынка. Первая драма об Ипполите, как сообщает традиция, была посвящена женскому бесстыдству; но тема не понравилась афинской публике, и поэт переделал свою драму, сделав ее главную героиню, по-видимому, более привлекательной.

Главные герои трагедии — Ипполит и Федра (при этом симпатию автора вызывает скорее женский образ, поскольку Ипполит — чистый и прямолинейный — не является достаточно трагической фигурой в рамках поэтики Еврипида). Федра — одновременно и страстная, и рефлектирующая натура: она подробно излагает «историю болезни» и своей борьбы с ней, окончившейся полным провалом, и находит в себе достаточно ума и силы, чтобы увидеть всю опасность софистических аргументов кормилицы: «То, что губило многолюдные города, — слишком красивые речи» — и возражает на тезис о тождестве добродетели и знания: «Мы понимаем то, что нужно, но не поступаем так» (эту реплику позднее использовал Овидий в «Метаморфозах», откуда заимствовали ее — в несколько измененном виде — Петрарка и Ломоносов). Отчаянная попытка Федры заставить пасынка разделить ее любовь не удается, и несчастная дочь Миноса превращает свое самоубийство в орудие мести: Тезей слишком поздно узнает о невиновности своего сына, когда уже невозможно кого-либо спасти. Равновесие главных героев композиционно подчеркнуто двумя фигурами богинь: Афродитой в прологе и Артемидой в конце (достаточно редкий ход, даже учитывая пристрастие Еврипида к приему deus ex machina). Отношение к божественным персонажам у драматурга иронично: они способны погубить героев, но не способны оказать им помощь и отнестись по справедливости. Афродита в начале пьесы высказывает свою вражду к Ипполиту, не оказывающему ей должного почтения; при этом по замыслу должна погибнуть и невинная Федра, но богине нет до этого ровно никакого дела.

Все подражания трагедии Еврипида «Ипполит» носили заглавие «Федра». Овидий включает вымышленное письмо Федры в свой сборник «Героид». Драма Сенеки подражает не второму, а первому, не дошедшему до нас «Ипполиту», ее сюжет во многом отличен от сюжета рассматриваемой трагедии. К тематике еврипидовской драмы обращаются Ж. Расин, Суинберн и д’Аннунцио; Глюк пишет на этот сюжет оперу, а Кокто и Орик создают балет, М.И. Цветаева, обыгрывая в своей трагедии имя героини: Федра — «лучезарная», — полностью видоизменяет мифологическую основу действия.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
10
Рассказать друзьям:
Просмотров: 12882