Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Дени Дидро: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Дени Дидро (1713—1784) — философ-просветитель и писатель, родился в семье ремесленника, получил в Парижском университете звание магистра искусств. Отказ избрать духовную карьеру лишил его материальной поддержки отца, и Дидро вынужден был жить исключительно на литературные заработки. Он писал сочинения по философии и естествознанию, одним из первых высказав догадку об изменении биологических видов. Драматизм познания приобретает для него значение темы, достойной художника. «...Доведем народ до уровня философов», — призывал он. Поскольку на этом пути возникали религиозные тормоза, Дени Дидро резко выступал против церковного деспотизма.

Делом всей его жизни стало просвещение, которому он придал универсальный характер. Вместе с единомышленником, философом д’Аламбером, он начал издание систематического свода человеческих знаний под названием «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел...» (1751 —1780). Для осуществления своего замысла они мобилизовали вокруг этого мероприятия передовые умы Франции и выдвинули идею приблизить к современнику всю мудрость веков. В статье «Народ» Дидро выдвинул тезис о том, что не может быть иного подлинного законодателя, кроме народа. Одновременно Дени Дидро публиковал очерки «Салоны», в которых оценивал французское искусство 50—70-х гг. XVIII в., ратуя за бытовой жанр в живописи в противовес классицистской поэтике тогдашней исторической живописи и жеманству рококо. Философские и эстетические труды Дидро не лишены художественной фантазии, а его художественная проза насыщена философскими идеями и острой публицистичностью. Такими же были и его пьесы, которым он придал формы морализаторской мещанской драмы, отражавшей конфликты и интересы так называемого третьего сословия. На фоне буржуазного интерьера разворачивались домашние интриги, острота которых отнюдь не уступала традициям классицистов.

Первый роман Дидро — «Нескромные сокровища» (1748) — выдержан в духе фривольного эпикуреизма и отличается сатирической гротесковостью повествования. Следующий роман — «Монахиня» (1760) — остался неоконченным. Он был опубликован лишь после смерти автора. В романе изображена трагедия судьбы Сюзанны Симонен, незаконнорожденной девушки, насильственно заточенной в монастырь, жертвы социальной несправедливости и религиозного фанатизма, лжи, невежества и жестокости. Роман представляет собой исповедь героини, которая ведет повседневную борьбу за освобождение из монастыря, за живую связь с людьми, за достоинство и свободу личности. Трагизм героини в том, что ее душевные порывы не находят отклика в окружающей среде, и она обречена на одиночество.

Содержание второго романа Дидро — «Жак-фаталист и его Хозяин» (1773) определяется не фабулой, а диалогом между слугой и господином. Крестьянин Жак своими практицизмом, народной мудростью и жизнерадостным юмором напоминает Санчо Пансу. Он служит у человека, который мнит себя приверженцем свободной воли, а практически ни на что не способен, лишен активности, личности и даже имени, в чем сказался ядовитый сарказм автора: для хозяина-паразита нет места в историческом движении; судьбу страны должно определять самосознание народных сил. Роман содержит новеллы: их роль — выявить призрачность чести и бесчестия в мире богатых и знатных, парадоксы человеческих характеров, отражающие противоречия самой жизни.

Вершиной творчества Дидро по праву считается повесть «Племянник Рамо» (1779). Она написана в форме диалога. В парижском кафе философ беседует с племянником знаменитого французского композитора Рамо. Племянник музыканта — циник, прожигатель жизни, прихлебатель богатых домов — излагает философию своего паразитического существования. Он понимает, что общество, в котором живет, деградирует. Он не лицемерит и откровенно выставляет напоказ мерзости, совершаемые ради денег, низости, скрываемые другими под покровами благопристойности. На пути литературного процесса этот образ возникает между шекспировским Фальстафом и бальзаковским Вотреном. Диалог склоняется к необычному разрешению драматической ситуации: племянник Рамо обрушивает на философа «художественный свист» — лучшее, чем способна одарить мир ходячая мораль.

В числе новелл, написанных Дидро в последние годы жизни, — «Два друга из Бурбонны» (1770) — история двух бедняков-контрабандистов, чья дружба исполнена духом независимости и бескорыстия; «Разговор отца со своими детьми» (1770) —диалог о житейских тревогах и душевном спокойствии; «Сожаления о моем старом халате» (1772) — рассуждения о том, что потребности опережают достаток; «Это не сказка» (1773), где добродетель приобретает двойственное значение в силу проникновения циничной философии успеха в сферы человеческих отношений.

Новеллистика Дидро повлияла на литературное движение «Бури и натиска» в Германии, на разработку романтической тематики в «Разбойниках» Ф. Шиллера, «Жане Сбогаре» Ш. Нодье, на реализм О. Бальзака, который ставил ее в ряд таких шедевров, как «Манон Леско» А. Ф. Прево, «Страдания юного Вертера» И. В. Гете, «Адольф» Б. Констана и др.

В 1773—1774 гг. Дидро по приглашению Екатерины II жил в Петербурге, где безрезультатно старался сделать из российской императрицы «просвещенного монарха», склонить ее к освобождению крестьян из крепостной зависимости, к демократическим реформам и т. п. После смерти писателя его личная библиотека была приобретена Екатериной II и перевезена в Петербург.

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1071