Меню сайта
Статьи » Зарубежная литература » Другие авторы

Альфонс Доде: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Альфонс Доде (1840—1897), сын разорившегося фабриканта, в пятнадцатилетием возрасте стал учителем. В литературу вступил лирическими стихами и автобиографической прозой — романом «Малыш» (1868), снискавшим автору популярность романиста, остро чувствующего реальность в, казалось бы, малоприметных мелочах быта.

В романе прослежена история талантливого юноши Даниэля Эйсета, которому бедность препятствует в осуществлении мечты — стать поэтом. Столкновение с грубостью в коллеже, где он работает учителем, отвращает его от педагогической карьеры. Он оставляет коллеж, влачит полунищее богемное существование литератора, но заботы о слепой матери и любимой девушке Камиле Пьеро заставляют его отказаться от призвания и заняться торговыми делами.

В 1869 г. Альфонс Доде выпускает «Письма с моей мельницы» — сборник поэтических новелл, очерков, воспоминаний, окрашенных то элегической грустью, то неудержимым юмором, во многом созвучных народным легендам его родного Прованса.

В авторском предисловии говорится о том, как собственностью писателя стала находившаяся в долине реки Роны, в самом сердце Прованса, старая мельница, которая оказалась лишь «пригодной для занятий поэзией». С этой мельницей связана серия ярких впечатлений, переживаний, наблюдений. Здесь и драматичная история юноши, который никак не смог забыть любимую девушку, чье прошлое было порочным («Арлезианка»), и потрясающая легенда о вольнолюбивой и храброй Козочке, любившей свободу и вступившей ради нее в единоборство с сильным и злым волком («Козочка господина Сегэна»). Возникает облик прекрасного крестьянского поэта, хранителя народных традиций, родного языка («Поэт Мистрель»), трогательны старания старого мельника сохранить престиж своего ремесла («Тайна деда Корниля»). Удивительны нравственной чистотой сказки и фантазии Альфонса Доде («Три малые мессы», «Апельсины», «Звезды», «Легенда о человеке с золотым мозгом»). Сверкают юмором зарисовки «Эликсир преподобного отца Гошэ», «Папский мул».

В «Рассказах по понедельникам» (1873) отразились события франко-прусской войны 1870—-1871 гг., бездарность и предательство французского командования и искренний патриотизм простых французов. В это время Альфонс Доде вступил солдатом в пехотный полк, чтобы защищать честь отечества. Собственные впечатления и воспоминания очевидцев прозвучали в рассказах «Осада Берлина», «Последний урок», «Сон кольмарского судьи», «Знаменосец» и др.

Предприятие на компанейских началах изображено в романе «Фромон младший и Рислер старший» (1874). Действие его происходит во Франции второй половины XIX в., а сюжет его развивается на почве драмы, разыгравшейся в семьях Жоржа Фромона и Гийома Рислера, двух совладельцев большой фабрики. В возникшие конфликты вовлечено большинство персонажей романа, которые образуют как бы нравственное противостояние. На одной стороне находятся старик Гардинуа, вчерашний крестьянин, разбогатевший на ростовщичестве, и лживая, эгоистичная Сидони, жена Рислера, на другой — люди, лишенные стяжательского инстинкта, такие, как отзывчивая Клэр, жена Фромона, мечтательная Дезире Делобель, дочь знаменитого и беспечного актера.

Героем романа «Джек» (1876) Альфонс Доде делает незаконнорожденного малыша, заброшенного легкомысленной матерью и страдающего от черствости и недоброжелательства окружающих. Мир зла предстает перед мальчиком в лице отчима, самовлюбленного эгоиста д’Аржантона, и жестокосердного директора гимназии Моронвиля. Бескорыстие и любовь Джек встречает в скромных людях — старике Белизере и девушке Сесили.

Всемирную славу Альфонсу Доде принесла его трилогия о добродушном толстяке-прожектере — «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона» (1872), «Тартарен в Альпах» (1885) и «Порт Тараскон» (1890). Это остросюжетное и увлекательное повествование о мечтателе, принимающем желаемое за действительное. Благодаря неуемной фантазии Тартарен способен, не выезжая из своего родного городка на юге Франции, пережить невероятные приключения. Много приключений было у него и в Алжире, куда он отправился поохотиться на львов, и в Альпах. Комические истории хвастуна и фанфарона Тартарена из Тараскона — это возрождение народного сатирического эпоса, провансальский вариант традиций, идущих от Симплициссимуса, Дон Кихота и Санчо Пансы, барона Мюнхгаузена, пародийная утопия, разоблачающая мечты буржуазного обывателя о внезапной удаче, мир шаткой иллюзии и авантюры. Автор одновременно издевается над обывательской убогостью и духовной ограниченностью и взрывает смехом их дремучее невежество, высмеивает ажиотаж обогащения в колониях и пародирует колониальную экзотику в приключенческих романах, разоблачает ложные идеалы и показывает крах романтических иллюзий в царстве чистогана и безудержной конкуренции эгоистических интересов. Имя Тартарена вышло за пределы художественной прозы и стало нарицательным для обличения пустого фразерства и фанфаронства в политике.

Роман «Короли в изгнании» (1879) — о бесславных страницах отжившей свой век монархии. Действие происходит в Париже, куда попадает свергнутая и изгнанная королевская династия вымышленной маленькой страны — Иллирии. Ничтожный человек, циник, завсегдатай ресторанов король Христиан вращается в кругу прожженных аферистов, темных дельцов, продажных женщин и довольствуется ролью всеобщего «забавника». Его жена, королева Фредерика, осознает невозвратность утраченного величия. Казалось бы, готовая на все, чтобы вернуть его себе, она находит в себе мужество отречься от династических привилегий ради горячо любимого больного сына и тем самым совершает бескорыстный материнский подвиг, утверждает свое более высокое, чем королевские почести, человеческое достоинство.

В своих произведениях 80-х гг. Альфонс Доде дает широкую панораму жизни различных социальных слоев.

В романе «Нума Руместан» (1881) Доде создал образ политического деятеля, скрывающего за громкими и пышными речами пустоту, беспринципность и эгоизм.

Передавая в романе «Евангелистка» (1883) историю Элизы Эпсен, ради «спасения души» навсегда расставшейся со своей матерью и другими близкими людьми, писатель обличает индивидуализм, фанатизм, разрушающий человеческие связи.

В романе «Сафо» (1884) история любви красавицы-натурщицы Фанни Легран, прозванной Сафо, и молодого провансальца Жана Госсена, приехавшего делать карьеру в Париж, развертывается на фоне картин нравов французской столицы. Прослеживая перипетии этой истории, автор выявляет в куртизанке Сафо женщину с тонкой душой, способной на большое искреннее чувство и самопожертвование, а в Жане Госсене раба принятых в его кругу представлений о морали.

Роман «Бессмертный» (1885) — острая сатира на нравы, царившие во Французской академии. Альфонс Доде показывает, как нелегок путь в это «общество бессмертных», избранных талантов для тех, кто не склонен поступаться своими творческими и нравственными принципами, и как укатан он «успехами» для дельцов от науки.

Картины народного быта, мирного труда со всеми тяготами и заботами предстают с известной долей идеализации патриархального уклада провинциальной жизни и некоторой нравоучительностью и мягким юмором в повести «Прекрасная нивернезка» (1886), озаглавленной по названию баржи, владельцами которой стала семья бедняка Луво, приютившая и воспитавшая мальчика-подкидыша. Писатель, рассказывая историю этой семьи, раскрывает солидарность тружеников, их сердечность, готовность в любую минуту прийти на помощь друг другу.

В романе «Набоб» (1887) изображена история величия и падения дельца Набоба Жансуле, награбившего огромное состояние в колониях, на фоне развращенных нравов Второй империи, где все продажны: министры, журналисты, аристократы, светские женщины. Все они пресмыкаются перед новоявленным министром до тех пор, пока, обобрав его, не втаптывают в грязь. Миру стяжателей и честолюбцев, спекулянтов и шантажистов Альфонс Доде противопоставляет тех, чье человеческое достоинство не сломлено азартом наживы (бухгалтер Жуайез и его дочери, поэт Андре Моранн, адвокат Поль де Жери).

Источник: Горбунов А.М. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до XX века - М.: Кн. палата, 1991

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 776