Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Толстой А.Н.

"Петр Первый" (Толстой): описание и анализ романа из энциклопедии

  • Статья
  • Еще по теме

«Петр Первый» — роман А.Н. Толстого. Впервые опубликован в журнале «Новый мир»: первая книга романа в №№7—11 за 1929 г., №№1—7 за 1930 г., вторая книга в №№2,3,5,6—8,11,12 за 1933, в №№1—4 за 1934 г., третья книга в №№3,6—9 за 1944 г. и в №1 за 1945 г. Последние главы незавершенной третьей книги были написаны незадолго до смерти.

В работе над романом использован очень широкий круг источников: исследования историков, записки современников Петра, дневники, письма, указы, дипломатические донесения, судебные акты. Сведения самого различного характера почерпнуты у П. Гордона, И. Желябужского, П. Крекшина, А. Нартова, Дж. Перри, Б.Н. Куракина, Корнилия де Бруни и др. Толстой обращается также к трудам И. Посошкова, «Житию протопопа Аввакума», «Письмам и бумагам Петра Великого» (изданы в 1897-1918 гг.), «Истории Свейской войны» (СПб., 1772 г.), «Истории царствования Петра Великого» И. Устрялова, «Истории России с древнейших времен» С.М. Соловьева, «Деяниям Петра Великого» И. Голикова и многим другим источникам.

Обращение к историческому материалу было продиктовано не только чисто художественным интересом к фигурам петровского времени, его историческому колориту и языку. Толстой попытался решить и социально-эстетическую задачу — сблизить по аналогии две исторические переломные эпохи: увидеть прошлое с дистанции, отделяющей его от современности, и понять современность как в известной степени повторение исторических тенденций.

Концепция образа Петра и его деяний оформлялась в полемике со славянофильскими взглядами на него, с художественными произведениями символистов: Д.С. Мережковского («Антихрист Петр и Алексей») и А. Белого («Петербург»). Толстой уходит от интерпретации Петра как «царя-антихриста», поправшего исконные традиции и религиозные чаяния русских, носителя гибельной деспотической силы. Петр в трактовке Толстого — сильная волевая натура, не лишенная противоречий, посвятившая себя решению масштабных преобразовательных задач. Создавая этот образ, Толстой сглаживает, убирает негативные, даже патологические свойства его характера, а деспотичность, своеволие и истеричность царя оправдывает высшими государственными интересами.

В отличие от прозы Ю.Н. Тынянова с ее идеей исторического пессимизма («Смерть Вазир-Мухтара»), бесперспективности петровских деяний («Восковая персона»), Толстой ищет в истории попытку оправдания глубокой социально-экономической и психологической ломки, происходившей после Октябрьской революции.

Концептуальная для романа «Петр Первый» идея борьбы царя за государственные, военные и экономические реформы повлияла на структуру романа. Острота и прямолинейность художественного конфликта определила последовательную поляризацию всей разветвленной образной системы. С одной стороны — Петр и сторонники реформ, представленные различными сословиями: служилым дворянством (Волков), энергичным и предприимчивым низовым сословием (Бровкин), преданными Петру боярами (Ромодановский); с другой — противники преобразований, также выстроенные по вертикали: царевна Софья, В.В. Голицын, Буйносов, духовенство, недовольные обнищанием крестьяне. Однако сквозь общую картину просвечивает расстановка другой, современной автору эпохи 20—30-х годов, а сама личность Петра оказывалась, вольно или невольно, завуалированной апологией Сталина.

Движение сюжета романа «Петр Первый» Толстого определялось задачей изобразить становление личности Петра, формирование его как государственного деятеля и военного стратега. Действие романа начинается в 1682 г., год смерти царя Федора Алексеевича и восшествия малолетнего Петра на престол, и завершается в 1704 г. битвой под Нарвой. При отборе материала Толстой опускал второстепенный материал, включал наиболее существенные эпизоды. Определенную сложность вызвал финал. Толстой сначала намеревался довести роман до Ломоносова, затем остановился на смерти Петра, позднее — на Полтавской битве (1709 г.). Толстой отбрасывал материал, не вполне укладывающийся в концепцию, создававший диспропорции в главном конфликте. Примечательно, что в роман не были включены материалы о восстании К. Булавина. В известной мере, все это свидетельствовало о «кризисе замысла», триумфальный финал не давался автору, ибо исторический материал входил в противоречие с прямолинейной прогрессистской концепцией романа.

Толстой достиг высокого мастерства в самой технике использования документального материала. Указы, дневники, письма, научный материал органически вплетался в художественную ткань благодаря искусной ретуши, купюрам, склейке, переводом в несобственно-прямую речь. В результате цитаты растворялись в живой интонации текста.

В создании исторических и вымышленных персонажей Толстой, не прибегая к тщательной психологической мотивации (в чем упрекала его критика), достигает особой пластики и эффекта достоверности, благодаря использованной в романе «теории жеста». Внутренние монологи, самоанализ заменялись последовательной фиксацией внешних жестов, мимики, деталей костюма и внешности, намекающих на внутреннее состояние. При этом субъектом наблюдения выступает не столько автор, сколько окружающие героя персонажи, которые являются для него своего рода зеркалом.

Несомненна заслуга Толстого в воссоздании реалистического колорита петровского времени. Глубокое знание русской речи, великолепное знакомство с русским бытом, воображение художника позволили создать энциклопедически точную и пластически достоверную картину эпохи.

По пьесе А.Н. Толстого «Петр» (1929 г.) были осуществлены постановки во МХАТе Втором (1930 г.), в Ленинградском театре драмы (1935 г., новая редакция — 1938 г., в главной роли Н. Черкасов), в других театрах. Художественный кинофильм «Петр I» был снят на киностудии «Ленфильм» (1937—1938, сценарий А. Толстого, В. Петрова, Н. Лещенко, режиссер В. Петров, в роли Петра Н. Симонов).

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. - М.: ВАГРИУС, 1998

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2445