Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Толстой А.Н.

Анализ трилогии А.Н. Толстого "Петр Первый"

  • Статья
  • Еще по теме

В трилогии под названием "Петр Первый" Алексей Николаевич Толстой ставил основную задачу в том, чтобы привести в порядок, оформить, оживить на страницах произведения «огромное, еще дымящееся прошлое». Им был создан «исторический роман о современности». Толстой писал, что к теме Петра Великого обратился с первых месяцев Февральской революции и искал в данной теме скорее инстинктом художника, нежели сознательно, разгадки русской государственности и русского народа. Алексей Николаевич отметил, что давно "нацеливался" на Петра. Для писателя работа над "Петром" была "вхождением в историю через современность".

Эпоха Петра более двух веков волновала воображение деятелей искусства. Она воплотилась в поэзии, прозе, живописи, музыке, сценическом искусстве. Авторы произведений о петровской эпохе, каждый по-своему, выразили понимание одного из сложнейших этапов русской истории. Алексея Толстого «увлекло ощущение полноты «непричесанной», а также творческой силы той жизни, в которой с особенной яркостью раскрывался характер русского человека.

Обращение к эпохе Петра после написания «Восемнадцатого года» (2-я часть трилогии под названием«Хождение по мукам») Толстой объяснял «перекличкой» этих периодов в истории страны. «В энергии Петра, в его стремительности — темпы революции», — писал он в одной из записных книжек. Сегодняшний день понятен лишь тогда, когда становится звеном исторического процесса.

Первый том охватывает события детства Петра. Толстой показывает, как из испуганного ребенка, в съехавшей набекрень мономаховой шапке, Петр превращается в сильного, умного, решительного руководителя. Особенно ярко это качество его как государственного деятеля проявится после поражения правителя под Нарвой. «Конфузия — урок добрый, говорил он Меньшикову. — Славы не ищем. И еще раз разобьет, потом уже одолеем...». Вторая книга посвящена гигантской работе Петра по преобразованию России, которой суждено было преодолеть трудности отсталой страны и стремительно вырваться вперед. Содержание третьего тома — успехи преобразований, первые плоды реформ Петра.

Этот правитель в изображении Толстого — выдающийся государственный деятель, сильная, многогранная личность. Его воля и мысли направлены, прежде всего, на уничтожение отсталости государства, на превращение России в могучую державу. Автор романа с огромной художественной силой, колоритно и многообразно показывает, как Петр I ломает старые общественные устои, традиции, строит заводы, поощряет развитие торговли, создает флот, заботится о развитии науки, техники, культуры и просвещения, учится сам и заставляет учиться других, стремится вернуть России исконные русские земли и ведет войну с турками за выход к Черному морю, со шведами — за берега Балтийского моря, за укрепление национальной независимости и мощи Русского государства.

Вместе с тем Толстой не пытается приукрасить личность Петра. В его изображении это человек своего века. Он сам не свободен от того варварства, с которым борется. Это убедительно раскрыто в картинах политического розыска, массовых казней. Петр вспыльчив, необуздан, иногда страшен в своей беспощадности.

Личность Петра издавна была ареной столкновения противоположных точек зрения в понимании истории России, ее развития. Алексей Толстой по-новому дал идейно-художественное освещение фигуры Петра и его эпохи. Не умаляя заслуг этого выдающегося деятеля и не затушевывая теневых сторон его личности, Толстой показывает, что вся деятельность Петра объективно была обусловлена историческим процессом.

Через весь роман, наряду с центральным образом, проходят картины жизни трудового люда — нищего, бесправного, забитого, но все равно гордого и сильного. Колоритный образ человека из народа — «пытанный и ломанный много» Федька-Умойся грязью, становится почти аллегорической фигурой. Это он, закованный в цепи, вколачивает сваи там, где позднее вырастет Петербург.

Писатель отчетливо показывает противоречивость общественных отношений в России того времени, повествуя о нищете и страданиях крепостного крестьянства, о нечеловеческом подневольном труде на мануфактурах и уральских заводах, на петербургской стройке. В роман вводится тема народного протеста. Крестьяне бегут от помещиков а леса, в раскольничьи скиты, в разбойничество, бегут на Дон или же «еще куда-нибудь, где вольнее». Свято хранит народ в своей памяти образ Разина, слагает о нем песни.

Говоря словами самого А. Толстого, в романе «Петр Первый» он стремился воссоздать «живую картину эпохи» — и взъерошенный преобразованиями Петра пейзаж России, и боярские усадьбы, и стрелецкие избы, и немецкую слободу, и армию, — то есть жизнь различных социальных слоев в их историческом движении и преобразовании. Глубокий историзм художественного мышления писателя, неповторимое мастерство живописца и психолога делают А. Толстого как автора произведения «Петр Первый» одним из наиболее выдающихся исторических романистов. Толстому не удалось завершить роман, но уже по последним его страницам чувствуется, что в смысле широты охвата событий и их художественного изображения перед писателем открывались новые горизонты. Смысл эпопеи о Петре — это всепобеждающая сила нового, передового, скрытого в самой жизни.

Роман «Петр Первый» — это исторический роман, эпопея о русской нации в решающий момент ее становления. Обилие действующих лиц, исторических и вымышленных, многоплановость композиции, свободная, порой резкая смена событий, изображение общего, главного, государственного через частное, личное, эпичность стиля, мастерство лепки образов, оптимистическое звучание превратили этот роман в монументальное, подлинно эпическое произведение.

Источник: Родин И.О. Все произведения школьной программы в кратком изложении: 11-й кл./И.О. Родин, Т.М. Пименова. - М: АСТ: Астрель, 2009.

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5193