Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Шолохов М.А.

Биография и творчество Шолохова М.А.

  • Статья
  • Еще по теме

Достаточно долго считалось, что Шолохов - достаточно благополучный писатель. Писал в основном о революции, о коллективизации, о войне, получал звания Героя социалистического труда, всякого рода ордена, депутат Верховного Совета, академик и многое другое. Но все это - только внешняя сторона жизни Михаила Александровича Шолохова. На самом деле жизнь эта была окружена мифами, загадками, легендами, в которых и сам Михаил Александрович принимал некоторое участие.

В каждом его произведении непременно присутствовал элемент, который не очень соответствовал официальной политике. В каждом его произведении были какие-то очень смелые мысли. И поэтому ему нужно было все время доказывать, что он пролетарский писатель, позднее, что он советский писатель, что он партийный писатель. Это правда - он любил советскую власть, он очень хотел построить коммунизм, но вместе с тем он всегда умел увидеть драматические события 20 века. И вот о том, как соединялось это благополучие с огромным драматизмом внутренней жизни писателя мы и поговорим.

А драматизм его биографии начался уже с рождения. Его мать была выдана замуж за вдового казака, и когда у нее родилась мертвая дочка, она совершила очень неординарный для тех времен поступок - она взяла и бросила и бросила этого казака и отправилась в дом любящего ее сына купца третьей гильдии Александра Михайловича Шолохова.

Вроде бы она была там экономкой, на самом деле она была его женой, и вот там, в станице Вешенской, 11 по старому стилю и 24 по новому стилю мая 1905 года и родился будущий писатель.

Можете себе представить, дореволюционное время и незаконнорожденный ребенок. На Дону их называют нахалёнками. В "Донских рассказах" есть рассказ с таким названием "Нахалёнок", куда вошли некоторые подробности детства Михаила Александровича. Естественно, что казацкие ребята издевались над нахалёнком, и только 8 лет спустя, в середине 1913 года, когда казак умер и родители Шолохова смогли венчаться, он перестал быть нахалёнком.

Учился Михаил Александрович достаточно хорошо, хотя был озорным мальчиком. Революция прекратила его учебу, но вместе с тем позволила ему понять, что исчезли сословные законы, впереди - всеобщее равенство, братство, и с этой минуты до последнего дня своей жизни Михаил Александрович твердо стоял на революционных позициях.

После революции Шолохов сначала жил в Вешенской, затем с родителями перебрался в Карагинскую, где активное участие принимал в работе комсомольского студенческого кружка, даже писал для него пьесы "Денщик и генерал", "Генерал Галифе". За 2 года он перебрал множество профессий: был журналистом, учителем, работал в заводконторе, которая собирала зерно с продразверстки.

В 1922 году Шолохов отправляется в Москву. Цель - поступить на рабфак. Но его не приняли - не то классовое происхождение (из купцов), не комсомолец. И пришлось Шолохову отправляться работать разнорабочим. Потом, правда, ему удалось перейти в бухгалтера, в счетоводы в московских жэках, как сейчас бы сказали.

В Москве он вступил в литературный кружок РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). РАПП - это организация, которая считала, что она воспитывает пролетарских писателей. Именно там Шолохов познакомился с Александром Фадеевым, с Юрием Лебединским, с поэтом Михаилом Светловым, с поэтом Михаилом Голодным, с Артемом Веселым. Со многими из них дружба, а кое с кем и дружба-вражда оставались у него на всю жизнь.

Лишь в августе 1923 года у него появилась квартира. Он привез свою молодую жену Марию Петровну Громославскую, с которой он познакомился еще на Дону. Правда была одна маленькая деталь, которая опять-же испортила Шолохову биографию - Мария Петровна была дочерью атамана Букановской станицы. Атаман - это же почти белогвардеец.

С 1923 года в газетах начинают появляться маленькие заметки Шолохова, а чуть позже - его первые рассказы, которые потом войдут в сборник под названием "Донские рассказы". Среди них много очень плохих произведений, и сам Михаил Александрович до конца своей жизни немного стеснялся их. Но среди них есть и шедевры, такие как "Шибалково семя", "Родинка", "Нахаленок", "Семейный человек".

Вот например рассказ "Родинка". Сюжет довольно распространенный для 20-х годов. Отец, атаман белых, бандит и сын, командир красных, столкнулись в бою. Отец убил сына и, не зная, что это его сын, снимает с него сапог и обнаруживает на его ноге родинку, по которой ему становится ясно, кого он убил.

Такие ситуации для литературы 20-х годов были характерны. Особенно любил эти ситуации И. Бабель, с которым, кстати, Шолохов был знаком и которого потом называл даже своим другом.

Очевидно, что и в "Конармии", и в "Донских рассказах" авторы отходят от великой толстовской темы интерпретации войны. Здесь нет философии войны, ее романтизации, героизма победы и даже красоты поражения. У обоих писателей, и у Бабеля, и у Шолохова, война очень физиологична, грубо натуралистична. В ней человек, озверевший от горя. Возможно, именно в этом и есть корень, сущность гуманизма обоих писателей - отвращение к войне у читателя может возникнуть только через отвращение, которое к этой же войне вызывает писатель.

Традиционно красных изображали хорошими, а белых - плохими. Шолохов этого вообще не касается. Его волнует другая проблема - и красный командир, и белый атаман устали. Им уже надоело воевать. Таким образом, получается, что Шолохов выступает не за революцию, не против революции, а против гражданской войны как страшного национального бедствия.

Рассмотрим рассказ "Чужая кровь". Дед Гаврила, у которого красные убили сына и который терпеть не может этих самых красных, обнаруживает у себя на гумне тяжело раненного бандитами красного продкомиссара Николая. Из сострадания он берет его к себе и начинает его лечить. В конце концов, Николай становится настолько близок ему, что он даже называть его начинает именем умершего сына Петра. Дед Гаврила обнаруживает, что и красные бывают хорошими, что важнее всего - не на чьей стороне человек, а простая родительская любовь. В конце концов из рассказов Николая дед Гаврила понимает, что кроме Дона существует еще Урал, и что на Урале есть рабочие, которые тоже такие же хорошие люди. Кончается рассказ тем, что мир для деда Гаврилы расширяется, как и для Николая. Николай тоже понимает, что на Дону - не только враги, но и хорошие люди. Они стали, хоть и чужая кровь, своей кровью. Шолохов говорит о том, что главное - это человеческие чувства, общечеловеческие качества.

Для литературы 20-х годов это очень смело. Правда, надо отметить, что Шолохова уже тогда начинает тянуть к драматическим сюжетам. Литературоведами подсчитано, что из 20-ти донских рассказов, которые писатель включал потом в свои сборники, в 10-ти герой погибает, в 5-ти подвергается пыткам или ранен, в 4-х должен убить близких. С другой стороны, ни в одном из этих рассказов нет ощущения безнадежности. Убит герой, но где-то ребенок появился, где-то продолжается жизнь. Шибалка приказал расстрелять свою жену (она предательница), а на предложение расстрелять или убить сына маленького, только что рожденного, сказал: "Нет, пусть растет". Таким образом Шолохов все время говорит о том, что будущее есть.
Писатель, традиции которого особенно важны для Шолохова - это, конечно, Лев Николаевич Толстой. Так же, как и для Толстого, для него истинным является то, что людей сближает, роднит, сопрягает. Это семья, любовь, дети, общий труд. А то, что людей разделяет, озлобляет друг против друга является для писателя ложным в их жизни. Это, безусловно, социальное неравенство, но особенно война. Если Лев Николаевич Толстой одним из первых среди русских писателей показал неприглядное лицо войны, то Шолохов выступает уже последовательным ее противником. Убийство и для Шолохова, и для Толстого - страшное испытание для человека. Мы помним, как тяжело переживает Петя Ростов, вспоминая убитого им француза. Но ведь так же мучается и Григорий Мелехов, постоянно возвращаясь памятью к заколотому им австрийцу.

С выходом второго сборника, "Лазоревая степь" (1926 год), Шолохов обрел уже признание известного писателя. Продолжают публиковаться "Донские рассказы", в том числе и очень хорошие ("Жеребенок"). Но автора волнует уже другое. Он хочет рассказать о Доне, о революции на Дону, о драматизме этой революции.

Роман "Тихий Дон" понравился Горькому, Серафимовичу, наркому образования тех лет Анатолию Васильевичу Луначарскому. Более того, он понравился эмигрантам, которые тоже увидели здесь правду революции. Вот РАППовцам, сторонникам классовой теории, роман очень не понравился. Шолохова обвинили в идеализации кулачества и белогвардейщины, объявили непролетарским писателем. И тогда же возник слух о его плагиате. Мол, не может 20-летний писатель создать такой великолепный роман. Создается комиссия по инициативе редактора газеты "Правда" Марии Ильиничны Ульяновой, родной сестры Ленина. Эта комиссия исследует рукописи Шолохова, беседует с ним, знакомится с содержанием романа и публикует сообщение, что ничего он не украл, что это его собственное произведение. Но эта легенда, этот миф продолжает существовать даже до сегодняшнего дня и будет отравлять Шолохову жизнь достаточно долго.

Не прерывая работы над "Тихим Доном", он проявляет все больший интерес к коллективизации. Шолохов ездит по станицам, встречается с колхозниками. 1931-й год ознаменовался на Дону голодомором. 16 января Михаил Александрович обращается к Сталину с письмом, в котором говорит, что колхозники морально подавлены и коллективизация находится под угрозой. И в это же время вторая неприятность ожидает его - третья книга "Тихого Дона" не выходит из печати. Шолохова обвиняют в том, что он рассказывает о Донском восстании, Вешенском восстании, с точки зрения вины большевиков за него. Приходится обратиться к Горькому за поддержкой. И Горький на даче в Красково, в июне 1931 года, организует встречу Шолохова со Сталиным. Сталин разрешил печатать третью книгу "Тихого Дона".

Казалось, жизнь писателя входит в благополучное русло. Выходят большими тиражами три книги "Тихого Дона", недавно написанная "Поднятая целина". Шолохова на Съезде писателей избирают в правление Союза советских писателей вместе с очень известными авторами (Леонов, Зощенко, Фадеев, Эренбург). Растет международный авторитет Шолохова. Он триумфально ездит по загранице, по Европе. Можно было бы много говорить о том, как его там встречали - встречали здорово. По-прежнему Шолохов выступает радетелем Дона, добивается строительства электростанции, инициатором создания казачьего хора, который до сих пор там существует. Он выделяет из своих гонораров деньги на казачий молодежный театр. В годы войны он потратил всю свою Сталинскую премию на то, что купил 4 артиллерийские установки (на танк денег не хватило). Уже после войны, в 50-е годы, получив Ленинскую премию, он отдал все свои деньги на восстановление школы, где он учился.

Внешне жизнь Шолохова идет вполне благополучно. Его избирают в 1937 году депутатом Верховного Совета, весной 1938 года он как делегат участвует в работе 18 съезда партии, в феврале 1940 года публикуется четвертая книга "Тихого Дона". Другое дело, что его отношения с братьями-писателями строятся достаточно неординарно. Он избран членом правления Союза писателей, но не ездит на заседания, а вот когда дело доходит до серьезного, он вмешивается. По его настоянию и с его предисловием был издан сборник стихов А.А. Ахматовой. Только авторитет Шолохова позволил издать Андрея Платонова в виде однотомника.

Во время ВОВ Шолохов - корреспондент газеты "Правда", "Красной Звезды". По фронтам он ездит много. Практически все фронты он посетил. А пишет и печатается мало. Шолохов сам говорит об этом, что он не журналист, что ему хочется написать что-то большое, что-то значимое. Таким значимым стал сначала рассказ "Наука ненависти". Он появился в тяжелом для страны 1942 году и затронул одну очень болезненную тему. В то время, когда каждый военнопленный приравнивался к предателю, Шолохов рассказал историю лейтенанта Герасимова, прошедшего немецкий плен и вынесшего из этого плена ту самую науку ненависти, которая позволила ему потом стать настоящим мстителем, лучшим среди своих товарищей. Рассказ носит несколько очерковый характер. В нем есть строчки, напоминающие газетные передовицы, но в нем немало и достоинств, в частности, то, как описаны подробности этой войны или сама мысль этого рассказа, что даже в плену можно было остаться солдатом и вести свою войну с врагом.

А потом он стал собирать материал на новый роман, "Они сражались за Родину". Но сразу написать его не удалось. Случилась еще одна беда - самолет, на котором он летел, потерпел крушение. В живых остался только Шолохов и пилот. Причем пилота чуть не посадили, Шолохов писал письма в его защиту. Последствия были очень серьезными. Тем не менее, Шолохов вылечился, отказался от отдыха и продолжал ездить по фронтам.

А в 1942 году - еще одно несчастье. Прямо в дом, где жила его мать, попала фашистская бомба. Любимой матери не стало. В 1946 году Шолохову передают предложение Сталина встать во главе Союза писателей СССР. Он отказывается, потому что для него это не творческая работа. Писатель должен писать, а не заседать.

Много сил и много неприятностей принесла его история с Нобелевской премией. Его выдвинули впервые на нее еще в 1946 году, а в 1956 году - повторно. Комитет долго думал, и в 1958 году премию получил Пастернак. Только в 1965 году, под напором общественности, Шолохову ее все-таки вручили.

Однако ему все чаще и чаще нездоровится. В апреле 1974 - микроинсульт. 19 мая 1975 года, накануне юбилейного вечера в Большом театре, когда должны были пышно отмечать 70-летие писателя, его разбил второй микроинсульт. Юбилейное заседание прошло без юбиляра.

В перерывах между болезнями Шолохов ведет огромную депутатскую деятельность. Он также возвращает читателям книги Есенина, который в те времена был полузапрещенным писателем. Отдаленность от литературных центров, от Москвы была для Шолохова очень благотворна, и в то же время, может быть, немного вредна. С одной стороны, он не вмешивался в литературные дрязги, воспринимал события литературы и культуры крупно. С другой стороны, именно потому, что он был далеко от литературных центров и не всегда понимал ситуацию, порой подписывал такие письма, которые ему чести не делали.

Трагедия большого художника завершилась тем, что все чаще к нему приходило убеждение, что тогдашние руководители партии, награждая его всевозможными орденами и должностями, не понимали главного ни в его творчестве, ни в жизни страны.

27 декабря 1983 года тяжело больного Шолохова привозят в Москву. 21 января 1984 года он понимает, что лекарства не помогут, что у него рак - это серьезная болезнь. Он говорит о том, что умирать хочет дома. 21 февраля сердце писателя перестало биться. Похоронили его 23 февраля во дворе дома, где он жил с 1949 года. Поставили на могиле один большой камень, на котором было написано: "Шолохов". А в 1992 году рядом с ним похоронили его верную спутницу Марию Петровну Шолохову.

Лекция Агеносова В.В.

Понравился материал?
7
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5027