Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Шолохов М.А.

Михаил Шолохов: биография и творчество писателя

  • Статья
  • Еще по теме

В последние годы появляются самые невероятные версии того, как писатель, не имевший систематического образования, по возрасту совсем молодой человек, сумел создать уникальное произведение - роман-эпопею "Тихий Дон", в котором отразилась жизни России на значительном временном промежутке и которое по широте охвата этой жизни и глубине осмысления исторического процесса принадлежит к величайшим произведениям литературы XX века. Поскольку вроде бы уже доказано, что и "Тихий Дон", и "Поднятая целина", и "Судьба человека" созданы одним автором, выдвигаются версии о том, что Шолохов, якобы, был вовсе не Шолоховым, что это не его имя, что под ним скрывался совсем другой человек, значительно старше того, кого принято считать лауреатом Нобелевской премии по литературе. Нужно сказать, что и сам Шолохов немало постарался для того, чтобы не сообщать о себе того, что не хотел сообщать, поэтому некая загадочность его фигуры и творчества заставляют рассказывать только об общепринятых фактах, к нему относящихся.

Михаил Шолохов (1905-1984) был сыном приказчика, и во время гражданской войны, скорее всего, не был таким непримиримым сторонником нового строя, как он говорил о себе в известных воспоминаниях, вероятно, его отношение к событиям было более сложным: известно, что он, "будучи продкомиссаром", в 1922-м году был "осужден... за превышение власти на год условно", но "превышение власти" состояло в том, что он... снижал объем обложения, чтобы не забирать у людей последнее зерно... Как бы там ни было, но после гражданской войны, в 1922-м году, он оказывается в Москве, где и начинается его путь в литературу. За плечами было участие в кружке самодеятельности в хуторе Каргине, где в 1920-м году с огромным успехом шли комические пьесы Шолохова, выдаваемые им за "переписанные из книжки", и дебютными произведениями также стали фельетоны, печатавшиеся в конце 1923-го - начале 1924-го годов в газете "Юношеская правда". В 24-м - 25-м годах рассказы Шолохова публикуются в периодической печати, в 25-м же году вышел первый сборник под названием "Донские рассказы". В них, собранных вместе, с большой силой проявился кошмар гражданской войны, когда родные друг другу люди оказываются разделены "классовыми" и прочими (в том числе и меркантильными) интересами и проливают кровь, делая это чуть ли не с изуверством. Особое место среди ранних рассказов Шолохова занимает рассказ "Чужая кровь" (1926), в котором объективно отстаиваются общечеловеческие нравственные ценности.

Первый набросок "Тихого Дона" относится к 1925-му году, а сама работа над романом началась в следующем году. Это гениальное произведение создавалось настолько быстро, что не верилось, будто двадцатидвухлетний Шолохов мог быть его автором, что и нашло выражение в "версиях" об "украденной рукописи", в убийстве Шолоховым настоящего автора и присвоении его труда и тому подобных измышлениях. Публикация первой и второй книг романа (1928) вызвала большой интерес, о Шолохове и его произведении заговорили как об одном из наиболее оригинальных явлений советской литературы. Третья книга романа начала публиковаться в 1929-м году, однако полностью вышла из печати в 1932-м году, и это было связано с тем, что РАППовская критика всячески третировала Шолохова, обвиняя его и в воровстве, и в искажении событий гражданской войны После вступления писателя в партию в 1932-м году работа над "Тихим Доном" приостановилась, поэтому четвёртая часть романа создавалась, особенно в сравнении с первыми двумя, исключительно долго. Несмотря на заявление писателя в 1936-м году о том, что "четвёртая часть "Тихого Дона" наконец-то закончена", этого не произошло: 37-й год был слишком страшным временем для страны, а в 1938-м году могло получиться так, что книгу заканчивать было бы некому: против Шолохова было сфабриковано обвинение в... подготовке восстания против Советской власти, и ему пришлось буквально бежать из Вёшенской в Москву, где на специально (по его отчаянной просьбе) созванном заседании Политбюро он и был "реабилитирован"... Только в 1940-м году четвертая часть "Тихого Дона" была закончена и опубликована в журнале "Новый мир".

В 1930-м году, сразу после окончания третьей части "Тихого Дона", Михаил Шолохов начинает работу над романом "Поднятая целина", который был опубликован в 1932-м году. Как потом выяснилось, это была первая книга романа, в которой показ коллективизации был настолько убедительным, что на Шолохова обрушились партийные чиновники, которые требовали "сгладить" ненужные резкости, даже сам Сталин "предлагал" автору "смягчить" или совсем убрать сцены раскулачивания, но писатель, как тогда говорили, "отстоял" их. К работе над второй книгой романа Шолохов вернулся только в 50-е годы, и она стала едва ли не полной катастрофой: образы-персонажи полностью исчерпали себя в первой книге, во второй они предстали как марионетки, которые сами не ведают, что творят, присущее Шолохову мастерство раскрытия характеров оказалось бессильно заменить жизненный материал, которого просто не было.

Во время Великой Отечественной войны Шолохов, военный корреспондент, писал остроактуальные корреспонденции, а в 1942-м году создал рассказ "Наука ненависти", в котором, несмотря на невысокий художественный уровень, все же отходит от принятой в советской литературе манеры изображения войны, показывая её в натуралистическом ключе. После этого рассказа писатель пробует работать над романом "Они сражались за родину" (1943-44-й гг.), однако по художественному уровню они очень далеки от "Тихого Дона", и, вероятно, сам Шолохов не мог не ощущать этого: он прекращает работу над романом.

В послевоенные годы литературная деятельность Шолохова практически прекратилась, а его общественная позиция становится насквозь официозной, его высказывания на литературные и общественные темы отличаются "идеологической выдержанностью", более того, он принимает активное участие в "кампаниях" по проработке тех или иных писателей или осуждению определённых литературных и общественных явлений. Присуждение ему в 1965-м году Нобелевской премии по литературе должно было бы придать его словам значительный вес, если бы не антиличностная направленность многих выступлений Шолохова. Его печально знаменитая речь на XXIII съезде КПСС, в которой он обрушился на писателей А. Синявского и Ю. Даниэля, назвав их "молодчиками с черной совестью" и призвав к более суровому приговору для них, вызвала возмущение всех честных людей в СССР и мире, а писательница Л. Чуковская в своем открытом письме к нему написала пророчески-точные слова о том, чем может закончиться для писателя такое отношение к людям: литература, писала Чуковская, "приговорит Вас к высшей мере наказания, существующей для художника, - к творческому бесплодию".

Фактически слова Л. Чуковской стали одновременно и пророчеством, и констатацией факта: послевоенное творчество Шолохова стало его творческим спадом. Даже этапный для литературы рассказ "Судьба человека" (1956), в котором дан цельный и сильный образ Андрея Соколова, воплотивший в себе многие общечеловеческие черты, в плане правдивости не может идти ни в какое сравнение с теми же "Донскими рассказами", не говоря уже о романе-эпопее. Искажение правды жизни (да разве мог человек, побывавший в плену, снова оказаться на передовой - ему бы прямая дорога "в Сибирь"!), упрощенность психологической характеристики образа главного героя, мелодраматизм и даже ходульность в показе его переживаний, - все это значительно снизило художественный уровень рассказа, хотя, как отмечалось, в послевоенной литературе он стал произведением этапным, ознаменовав собой отход от сталинизма и наступление "оттепели".

Вторая же книга "Поднятой целины" (1960) получилась откровенно неудачной, и даже её "общественное признание" ничего не могло здесь изменить. Как ничего не могли изменить в творческой судьбе многочисленные премии и две золотых звезды Героя Социалистического Труда - в литературе подобные регалии мало что значат, здесь не бывает раз и навсегда выданного аванса, в каждом художественном произведении писатель снова должен доказывать свое право называться писателем, свой талант, свое умение увлечь читателя созданным им художественным миром. К сожалению, "Тихий Дон" стал блистательным - но и последним - доказательством Шолоховым своего незаурядного писательского дара, сберечь и приумножить который ему, очевидно, было не по силам.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1858