Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Шолохов М.А.

Образ Григория Мелехова в романе "Тихий Дон"

  • Статья
  • Еще по теме

Образ Григория Мелехова продолжает традиционную для русской литературы галерею образов правдоискателей. Но для убежденного сторонника большевиков такая позиция враждебна. «Твои слова — контра! — холодно сказал Иван Алексеевич».

Шолохов стремится к объективности, к толстовскому идеалу простоты, добра и правды. Он отвергает подчинение жизни утопической идее. В его романе люди тоже становятся другими, как и в романе Фадеева «Разгром». Однако это не переделка, а именно изменение человеческой личности пол влиянием исторической ситуации. Изменяются не только личности. Меняются судьбы людей, утрачивается связь крестьянина с землей.

Писателя после выхода романа критиковали за "нетипичность" образа главного героя его произведения. Григорий действительно не является средним каюком. В традициях русского реализма типичность — это не усредненность. Типичным является образ, характер, являющийся порождением своего времени, отражением исторических закономерностей. В такой трактовке образ Григория Мелехова типичен. Его путь в Гражданской войне — это путь поисков истины. Он не может просто подчиниться обстоятельствам, ничего не принимает на веру без практической проверки и внутреннего осмысления. Он видит стан и белых, и красных изнутри, не являясь убежденным сторонником ни тех, ни других.

Вообще, Шолохов, стремясь к правдивому изображению реальности, не щадит ни одну из противоборствующих сторон. Жестокость одних уравновешивается жестокостью других, но не оправдывается ею. Картина, которую увидел Михаил Кошевой в родном доме, зверская расправа белых с беззащитной старухой — его матерью, не может быть оправдана никакими классовыми соображениями. Однако Мишка Кошевой, сжигающий дома и убивающий не менее беззащитного деда Гришаку, не восстанавливает справедливость, а продолжает тот же ряд насилия. Его поведение также не может быть оправдано никакими высшими соображениями. Наиболее мучительными и значительными для Григория Мелехова являются сцены расстрела безоружных и белыми, и красными.

Разрываются традиционные, всегда бывшие наиболее крепкими узы: узы кровного родства, дружбы, заменяясь иной системой ценностей. Прогоняемые через хутора большевики не враги, пришедшие на родную землю, а такие же станичники. Символичен тот факт, что Ивана Алексеевича добивают в родном хуторе, и делает это его кума Дарья.

То, что Кошевой, убийца Петра и теперь непримиримый враг Григория Мелехова, становится сперва женихом, а потом и мужем Дуняшки, их сестры, — тоже ситуация, абсолютно не мыслимая в иной, прежней реальности. Во время и после Гражданской войны она почти обыденна.

Григорий зарубил матросов, принял участие в кровавой бойне. Он осознает это как высочайшей силы трагическое несоответствие всем нормам человеческого поведения. Совершение насилия над такими же, как он, русскими людьми, для Григория не может быть оправдано ничем. Но носитель революционных идеалов Бунчук, которого партия сделала палачом и который вынужден казнить мальчишек-юнкеров, мучается до самоисступления, однако не подвергает сомнению необходимость и оправданность таких казней.

В мире шолоховского эпоса следование идеалам добра не единственная правда. Характеры Шолохова не литературные, его мир не одномерен. Тем не менее принято считать, что М. А. Шолохов стоит на большевистских позициях. Об этом свидетельствуют образы большевиков в романе: Бунчука, Штокмана, Анны Погудко и др., документальные вставки и роман, сцены собрания Войскового круга и т.д. Ни один из носителей новой морали, новой точки зрения на мир не исчерпывает ее, не является фигурой идеальной, не совершающей ошибок. Они органичны в произведении, находятся наравне с остальными героями. Носители революционных идеалов в «Тихом Доне» — образы не утопического романа, а реалистического романа-эпопеи. И сама коммунистическая идея для Шолохова не прекрасная утопия, оправдывающая жестокость и кровь.

Его герой — Григорий понимает в какой-то момент, что схлестнулись в этой войне "Богатые с бедными, а не казаки с Русью... Мишка Кошевой и Котляров тоже казаки, а насквозь красные...". Когда сталкиваются богатые с бедными, возврат к прежним социальным отношениями невозможен, поэтому единственный путь — путь большевиков, как бы он ни был сложен и кровав. Это убеждение автора "Тихого Дона", которое осталось для него неизменным, несмотря на то что заканчивался роман через двадцать лет после окончания Гражданской войны и установления советской власти, когда Шолохов уже имел возможность взглянуть на события с исторической точки зрения и знал правду о том, как укреплялась эта власть.

Использованы материалы книги: Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: "Академия", 2010

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:
Просмотров: 6183