Сочинение: Сатира в творчестве Маяковского
Уже в раннем творчестве Маяковского явно ощущается сатирическая направленность. Он протестует против искусства, строя, религии буржуазного мира, против самодовольства буржуазно-мещанской толпы. В его стихах негодование и вызов. Вечер, на котором поэт читал «Нате!», закончился вмешательством полиции. В этом стихотворении он, «бесценных слов транжир и мот», противопоставляет себя озверевшей, ощетинившейся, как «стоглавая вошь», толпе, не понимающей «бабочку поэтиного сердца». Плотоядные, как «желудки в панамах», мещане затворились в раковины равнодушия. Их не волнует новая эра, мировые пожары. Они благополучны, и этого довольно. Вот этому самодовольству и слагает Маяковский злые «гимны»: «Гимн судье», «Гимн обеду», «Гимн взятке», в которых звучит неподдельная брезгливость и неприятие уродливого чувства собственничества. Мещанство живуче. Смена строя заставила его мимикрировать, но суть осталась прежней: желание сытой жизни, покоя и стремление избежать всего, что нарушает установившееся равновесие. Эта замаскированность возмущала поэта, и стихотворение, обличающее мещанство образца 1921 года, так и называется: «О дряни». Не относясь отрицательно к мещанам как к сословию, Маяковский ненавидит «мурло мещанина». Сменив наскоро оперение и засев во все учреждения, мещанство, как болото, поглощало лучшие идеи революции, опошляло их. «Тихоокеанские голефища» подменяли боевое прошлое, а государственный герб, серп и молот, нужны были «товарищу Наде», чтобы было в чем «фигурять на балу в Реввоенсовете». Чтобы кататься во всем «своими», годилась газета «Известия» на рояле и портрет Маркса на стене. И поэт не выдерживает, он вторгается в изображаемые события, портрет оживает и клеймит обывательщину: Опутали революцию обывательщины нити. Страшнее Врангеля обывательский быт... Борьбу за то, чтобы «коммунизм канарейками не был побит», Маяковский продолжил в целом цикле стихотворений: «Даешь изячную жизнь», «Любовь», «Сплетник». Они напоминают газетный фельетон, а порой таковыми и являются. В связи с введением НЭПа в 20-х годах повылезала из щелей старая буржуазия, появилась и новая, протаскивая наверх свою идеологию. Собственническая мораль, так ненавидимая Маяковским, нарушала гармонию. Хуже всего было для поэта то, что молодежь стала уходить от понятия «наше» к понятию «мое». Это воспринималось как перерожденчество, хотя перенимание формы без содержания всегда отвратительно. Театральной вариацией темы, заключительным словом поэта о мещанстве стала феерическая комедия «Клоп». Перед нами проходит галерея мещан и обывателей, мы видим все черты и признаки НЭПа: свободную торговлю, спекуляцию, частное предпринимательство. Семейство Ренесанс, владеющее парикмахерской, желая жить спокойно, выдает дочь замуж за Присыпкина, человека с «незапятнанным пролетарским происхождением и профсоюзным билетом». А тот взамен получает сытую и «изячную» жизнь вместе с именем Пьер Скрипкин и собственным идеологом Олегом Баяном. Теперь для перерожденца Скрипкина Средний Козий переулок — недостойное поприще, ему выход в Европу требуется. Ведь за что он боролся? За хорошую жизнь. Тот, кто воевал, имеет право у тихой речки отдохнуть. Предавая идею, Присыпкин предает и любовь. Ненавидя подобных людей, Маяковский сметает их пожаром, но, понимая, что явление мещанства живуче, переносит уцелевшего в замороженном состоянии Присыпкина, вместе с присосавшимся к нему клопом, в будущее. И тот, и другой начинают заражать свободных духом людей далекого завтра бациллами мещанства. Их двое — разных размеров, но одинаковых по существу: «клопус нормалис» и «обывателиус вульгарис», но второй страшнее своей чудовищной мимикрией. Маяковский хорошо умел различить подделку, раскрыть раковину и показать, что вместо жемчужины там пустота. Он видел, как живое дело обюрокрачивалось: бумажка, должность, вовремя замолвленное словцо, взятка брали верх над правдой. Поэтому он создает целый цикл произведений, направленных против бюрократов, среди них — «Искусственные люди», «Служака», «Подлиза», пьеса «Баня». Но самое лучшее — «Прозаседавшиеся». В стихотворении нет конкретного образа бюрократа, а есть гротескный, обобщенный образ заседающих бюрократов, которым для того, чтобы поспеть на два заседания сразу, приходится раздваиваться: «до пояса здесь, а остальное там». Надуманные заседания под стать и названиям самих учреждений, вплоть до «А-бе-ве-ге-де-еже-зе-кома». Как здесь не разъяриться, когда от беготни по лестницам и инстанциям свет не мил, и хочется воскликнуть: О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний! Со дня смерти Маяковского прошло немало лет. Но пусть споры вокруг его творчества не утихают. Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2055
| |