Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Куприн А.И.

Александр Куприн: биография и творчество писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Александр Иванович Куприн (1870-1938) родился в городе Наровчате Пензенской губернии, и с самого детства узнал, что такое тяготы бедной, почти нищей жизни, ставшей ещё более тяжелой после смерти отца. Детство Куприна было, по сути, безрадостным, потому что мать, которую он любил, осталась без средств к существованию, ей приходилось обеспечивать себя и сына ценой унижений, память о которых осталась у писателя на всю жизнь (в рассказе "Река жизни" Куприн с необыкновенной горечью рассказывает об эти детских унижениях).

Когда Александру Куприну было десять лет, его (тоже с унижениями) удалось определить в кадетский корпус, и в общей сложности он отдал армии четырнадцать лет, самых благоприятных для формирования личности, которые прошли в обстановке муштры и казарменной "жизни", мало напоминающей человеческую, о чем позднее будет рассказано в повести "На переломе (Кадеты)" (1900) и во многих других рассказах и повестях писателя, в том числе и в прославившей его имя на всю Россию повести "Поединок" (1905); сам писатель признавался, что именно доскональное знание армейской жизни и помогло ему создать в "Поединке" такую страшную в своей убедительности картину деградации русского офицерства и русской армии, а о герое повести Ромашове писатель отзывался так: "Он мой двойник".

После увольнения из армии Куприн пытается заработать себе на жизнь самыми разными занятиями, однако очень скоро становится журналистом и литератором. С 1896-го года его очерки и рассказы стали выходить отдельными изданиями, период до 1901-го года был очень плодотворным для писателя, создавшего в это время такие значительные произведения, как "Молох" (1896), "Прапорщик армейский" (1897), "Олеся" (1898), в которых отчётливо прослеживается тяготение писателя к реалистическому изображению действительности; эти произведения отличаются высоким языковым мастерством, в них читатель может увидеть гуманистическую позицию писателя, его критическое отношение к негативным сторонам действительности.

В начале девятисотых годов творчество Куприна приобретает новые черты, в нём значительно усиливается критический подход по отношению к действительности, оно приобретает ярко выраженный социальный характер, что вполне отражает особенности этого периода развития русской литературы. В 1904-1906-м годах в издательстве "Знание" было опубликовано собрание сочинений Куприна в 2-х томах, а издательство "Мир божий" в эти же годы выпустило трехтомник произведений писателя. Но подлинным триумфом, после которого имя Куприна стало известно всей читающей России, стало появление в 1905-м году повести "Поединок".

Это произведение увидело свет тогда, когда вся мыслящая Россия мучительно искала ответ на вопрос: "Почему великая страна потерпела столь унизительное поражение в русско-японской войне?". И, наверное, самый убедительный ответ на него был дан Куприным: моральное состояние русской армии было таким, что она не могла выполнять роль "защитника Отечества", наоборот, в армии все общественные проблемы, все "язвы русской жизни" были до крайности обострены, сами устои армейской жизни, сама армейская среда приводили к разрушению человеческой личности, не способной сохранить человеческое достоинство и деградирующей под влиянием отупляющей сознание и приводящей к потере человеческого облика бессмысленной борьбы за существование. В "Поединке" Куприн с беспощадной правдивостью изобразил русских офицеров, забывших о своем предназначении и погруженных в пьянство, разврат, интриги, измывающихся над солдатами и пресмыкающихся перед начальством, готовых на все ради достижения "жизненного успеха". "Белой вороной" в этой среде жестоких и одновременно трусливых хищников выглядит подпоручик Ромашов, главный герой повести, человек, сохранивший в душе понятия чести и долга, но слабый, не способный занять активную жизненную позицию, пытающийся "уцелеть", сохранить себя и свои идеалы. Столкновение Ромашова с реальностью заканчивается для героя трагически: он гибнет на нелепом, бессмысленном "поединке", якобы призванном сохранить честь готовящегося к очередному поступлению в академию поручика Николаева, жена которого, Шурочка, пользуясь тем, что Ромашов в нее влюблён, фактически отправляет его на смерть, требуя, чтобы он не извинился, а обязательно стрелялся на дуэли...

После публикации "Поединка" положение Куприна в литературе стало настолько прочным, что каждое его новое произведение воспринималось читателями как явление, как новое создание крупного мастера реалистической литературы, о котором нельзя было не говорить. И нужно сказать, что рассказы "Гамбринус" (1906), "Изумруд" (1907), повесть "Суламифь" (1908), рассказ "Гранатовый браслет" (1910, впервые напечатан в 1911-м году) стали событиями в литературе девятисотых годов. В них значительное место занимает психологическое исследование внутреннего мира героев, причём в "Изумруде" Куприн с удивительной тонкостью воссоздаёт внутренний мир живого существа, вроде бы лишённого души, но, вслед за Толстым, ему удаётся "очеловечить" героя, вызывающею сочувствие у читателя. Нетрадиционно раскрывается тема любви в повести "Суламифь", здесь, по признанию автора, было "задумано много яркой страсти, голого тела и другого", но в результате получилось одно из наиболее поэтичных в русской литературе произведений о настоящей любви, в котором библия как источник используется весьма свободно, автор уделяет основное внимание не тому, как окружающие растаптывают любовь героини, а тому, насколько светлее и чище становится жизнь человека, в которую входит это великое чувство, уравнивающее царя и простого смертного, делающего каждого из них по-человечески высоким и счастливым.

Особое место в этот период творчества Куприна занял рассказ "Гамбринус", одно из самых знаменитых произведений Куприна, в котором писатель обличает бесчеловечность так называемых "спасителей отечества", однако делает это на материале глубокого психологического анализа образа главного героя - музыканта Сашки, в котором как бы воплотилась вековая скорбь еврейского народа, вынужденного выживать в условиях, когда труднее всего сохранить не жизнь, а человеческое достоинство. Написанный в период революционных событии 1905-1907-го годов, рассказ чаще всего воспринимался современниками упрощенно - как отклик на эти события, но общечеловеческие основы гуманистической позиции писателя были близки таким требовательным читателям, как, например, Лев Толстой, высоко ценивший это произведение.

"Бомбой", взорвавшей русское общество, стала повесть Куприна "Яма", публикация которой была закончена весной 1915-го года. Пожалуй, как ни к какому другому произведению писателя, к ней могут быть отнесены его слова, сказанные им в 1905-м году в одном из интервью (напомним, это была "эпоха "Поединка"): "Я лично люблю правду, голую, бьющую по головам, как говорится, по сусалам. Потом нахожу, что писатель должен не отворачиваться ни от чего. Скверно ли пахнет, грязно ли - иди, наблюдай...". Мир, изображенный писателем в "Яме", мерзок и сам по себе, но он мерзок еще и потому, что он развращает душу человека, превращает человека в полуживотное, не способное ощущать ничего, кроме примитивных инстинктов, обеспечивающих лишь физиологическое выживание при полном забвении нравственности. "Девушки", зарабатывающие на жизнь продажей своего тела, "клиенты", приходящие в публичные дома не просто для того, чтобы "купить девушку", но и для удовлетворения самой разнузданной похоти, для надругательства над человеческим телом и человеческой душой, хозяйки и "экономочки", выжимающие все соки из своих "девушек", чудовищно эксплуатирующие (огромное количество "клиентов", которых они обязаны "обслужить"), - всё это глубоко омерзительно, оно изображено Куприным на грани натурализма, иногда он даже переходит эту грань, тогда эти натуралистические картины вызывают настоящий ужас читателя. Однако писатель не "смакует" изображение пороков, он остается верен правде жизни, главным для него является показ того, что происходит с человеческой душой. В явно автобиографическом образе журналиста Платонова Куприн утверждает необходимость человеческого, нравственного, гуманного отношения к тем, кто в силу разных обстоятельств оказался в "яме", но его гуманизм не имеет ничего общего с "прекраснодушными" порывами того же Лихонина, который, на первый взгляд, желая "спасти падшую девушку", на самом деле причиняет ей только новые страдания, потому что унижает ее, заставляя вернуться в тот же самый публичный дом, из которого забрал ее, пройти через истязания, которым подвергает "отступницу" садистка-экономка. Правда, финал повести, когда "яма" сгорает после дикого бунта рассвирепевших "жриц любви", мог бы быть оптимистичным, но ведь слишком прочно вросла в жизнь Города торговля женским телом, и те, кого изгнали из "ямы", "разошлись в большом городе, рассосались в нем", и их новая жизнь была "такой же жалкой и нелепой", как и жизнь в "яме"... Повесть Куприна вызвала самые разнообразные отклики, в том числе и негативные, но писатель полагал, что ему удалось привлечь внимание общества к одной из самых, на его взгляд, важных проблем современности - положению женщины в обществе -, сделав это на материале, неспособном никого оставить равнодушным.

Февральскую революцию 1917-го года Куприн, как и большинство русских писателей, встретил сочувственно, однако после октябрьских событий положение писателя стало нелегким, ему приходилось соотносить идею о необходимости освобождения народа с ее практическим воплощением, так сказать, "теорию и практику большевизма", которые очень сильно расходились между собой; кроме того, писатель-гуманист не мог оправдать насилие, с помощью которого происходили преобразования действительности. Современности писатель противопоставляет события революции 1905-го года (рассказ "Гусеница", 1905), в героях которой он видит подлинных революционеров - а ведь рассказ основан на фактических событиях, свидетелем и участником которых был сам Куприн; отношение же писателя к прошлому можно увидеть в рассказе "Царский писарь" (1919), в котором он с восхищением рассказывает о человеке, принадлежавшем "прошлому", но олицетворявшем в себе высокие моральные качества в народном понимании их значения.

До недавних пор в литературе о Куприне писалось о том, что в годы гражданской войны он сотрудничал с белым движением якобы потому, что "белогвардейским генералам… удалось склонить писателя к редактированию штабной газеты "Приневский край" осенью 1919-го года. На самом же деле, Куприна было очень сложно заставить делать то, что он не хотел делать, поэтому очевидно, что в такой его позиции отражалось понимание им событий, происходивших в стране. Это нужно понять потому, что в прошлом советское литературоведение старалось создать образ писателя, "случайно" оказавшегося в эмиграции и затем "прозревшего", понявшего, что "советская власть опирается на поддержку многомиллионного трудового народа". На самом же деле все было далеко не так просто, судьба Куприна в эмиграции - это одна из бесчисленных трагедий, которыми закончились события Гражданской войны в России.

Оказавшись после отъезда из Финляндии во Франции, Куприн столкнулся с проблемой: сохранять ли свое "писательское лицо", или же приспособиться к новым условиям жизни, требующим известных дипломатических усилий, умения, говоря словами Маяковского, "стать на горло собственной песни". Если вспомнить, что сильной стороной творчества Куприна, его надёжной основой изначально было доскональное знание жизни, умение увидеть благодаря этому поэтическое начало в самой, казалось бы, грубой и примитивной среде, то станет понятно, что в эмиграции эта жизненная основа перестала быть почвой, на которой могло вырасти по-настоящему достойное писателя произведение: жизнь родной страны, ее народа оказалась слишком далека от жизни, которой жила русская литературная (да, наверное, и не только литературная) эмиграция... Писателю, привыкшему к читательскому интересу к своему творчеству, было трудно смириться с тем, что его произведения выходят тиражами 1500 экземпляров ("Новые повести и рассказы", 1927-й г., Париж). Однако нужно сказать, что за период эмиграции Куприным были изданы несколько книг: "Купол св. Исаакия Далматского" (1928, Рига), "Елань" (1929, Белград), "Колесо времени" (1930, Париж), "Юнкера" (1933, Париж), "Жанета" (1934, Париж). В основном в них были помещены произведения, в которых писатель обращается к российской истории разных периодов, в том числе и к совсем недавнему прошлому, они проникнуты ностальгией по прошлой жизни.

Возвращение Куприна в Советский Союз было политической акцией, писатель оказался в крайне стесненном материальном положении, практически, это был для него единственный выход. По поводу возвращения Куприна была организована шумная кампания: его выставляли человеком, который от "ужасов эмиграции" бежит в страну "победившего социализма", доказывая тем самым преимущество последнего в деле свободы творчества и умения ценить подлинные таланты в литературе. Вот только время, когда писатель вернулся, было не самым в истории СССР гуманным по отношению к тем же писателям. Куприн приехал в Москву 31-го мая 1937-го года, а именно на 37-38-й годы пришелся пик террора в отношении и народа, и писателей...

На родине Александр Куприн прожил немногим больше года: он скончался 28-го августа 1938-го года в Голицинском доме отдыха писателей, где, по сути, находился под ненавязчивым вниманием "компетентных органов". Все это время имя писателя использовалось в пропагандистских целях, ему организовывали встречи с "читателями", вот только под видом красноармейцев, расхваливавших произведения Куприна, в этих встречах участвовали переодетые в армейскую форму агенты НКВД...

В историю русской литературы Александр Куприн, биографию которого мы рассмотрели, вошел как один из крупнейших писателей-реалистов конца XIX - начала XX века, творчество которого отличается глубочайшим знанием "изнанки жизни" и умением видеть нравственное начало во всех, даже самых уродливых, жизненных проявлениях, тончайшим ''лириком в прозе", воспевающим любовь и то облагораживающее влияние, которое оказывает это чувство на человека и его отношение к жизни и самому себе.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014

Понравился материал?
8
Рассказать друзьям:

другие статьи появятся совсем скоро

Просмотров: 5196