Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Есенин С.А.

Жизнь и творчество Сергея Есенина

  • Статья
  • Еще по теме

С. Есенин — великий русский поэт, обладавший даром чувствовать и выражать истинную красоту. Рожденный в стране «березового ситца», забрасываемый судьбой и в чужие края (Германия, Бельгия, Франция, Америка), поэт никогда не забывал о своей Родине, был ее «рязанским соловьем», ее художником-импрессионистом, творцом удивительно ярких, сочных образов, каждый из которых стоит развернутого, объемного полотна. С. Есенин, отвергаемый в 30—50-е годы XX века как представитель «упадочнического» искусства, сегодня признанный классик русской литературы.

Поэт родился 3 октября 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии. С рождения Есенин жил в обстановке ссор и скандалов. Мать, требовавшая развода, жила в Рязани, а отец в Москве. Воспитывали С. Есенина дед и бабушка по линии матери. 

Будущий поэт в пять лет научился читать, в возрасте девяти лет — писать стихи под впечатлением фольклора: сказок, услышанных из уст бабушки и няни, «старых, тягучих, заунывных» песен, которые исполнял дед, но главным образом — деревенских частушек. В детстве С. Есенин благодаря стараниям бабушки постигал значение религии. Уже в отрочестве и юности определились литературные вкусы поэта — фольклор и классика, представленные М. Лермонтовым, А. Кольцовым, А. Пушкиным. 

С 1912 по 1913 год поэт живет в Москве. Здесь он служит помощником корректора в типографии, посещает собрания суриковского музыкально-литературного кружка, иногда печатается в журналах «Друг народа» и «Мирок» (для детей). К концу 1913 года поэт решил писать только о деревенской Руси, выработал концепцию поэзии, подобной на дерево или злак, являющейся «избой нашего мышления». Поскольку Москва поэта не приняла, в этом же году он решает переехать в Петербург («Пойду к Блоку. Он меня поймет») с готовой книгой «Радуница», теперь мечтая стать не просто крестьянским, а русским поэтом. Сразу же, в день приезда, С. Есенин отправляется к А. Блоку и читает ему свои стихи. А. Блок высоко оценил произведения талантливого крестьянского поэта-самородка и лично отобрал для печати шесть стихотворений.

Ранние стихотворения С. Есенина разностильные. Есть среди них имитации под фольклор — сюжетные, грустные (кручинные) или трагические по содержанию, с эпическим, событийным сюжетом, есть подражательные, сентиментальные (под Н. Карамзина). Ученичество и подражательство преодолевалось в ярких, словно вытканных по образцу национального орнамента, нарисованных ярмарочными красками образах: «алый свет зари», «плачут глухари», «кольцо дорог», «тоска веселая», «золотая поветь». С любви к природе, с ее одушевления, воскрешения духовности начинается новый С. Есенин, соединивший в своем творчестве языческое и религиозное начала.

Знакомство с Н. Клюевым, значительным образом повлиявшее на С. Есенина (увлечение фольклором, имидж крестьянского заступника) продолжалось с 1915 до начала 1919 года. Позже С. Есенин увлекся имажинизмом, обрел новых друзей в Москве — В. Шершеневича, А. Мариенгофа, Р. Ивнева и др.

Под влиянием символистов (А. Блок), акмеистов (А. Ахматова, Н. Гумилев), неонародничества (Н. Клюев) окончательно оформились эстетические взгляды С. Есенина, сформулированные им в статье «Ключи Марии». Ее основные положения сводятся к следующему. Искусство имеет давнюю историю. Истоки его проявляются в орнаменте, подобном музыке, и имеют выход с земли в космос. Орнамент — «самая первая и главная отрасль нашего искусства» «с тех пор, как мы начинаем себя понимать». Поскольку человек ведет свою родословную (в соответствии с языческими взглядами) от дерева, то «музыка и эпос родились у нас вместе через знак древа».

Образность, по С. Есенину, построена на сочетании «двух противоположных явлений», метафоричности. Она многоступенчата, ибо «отражает перезвон узловой завязи природы с сущностью человека», превращает реалии в содержательные понятия, в символы какого-то действия, конкретное — в обобщенное.

Образами первой ступени поэт считает заставочные — словесные, мифические (тучи — барашки, солнце — круг). Образы второй ступени сложнее — это образы корабельные или двойного зрения; они ближе к выражению духовного состояния человечества («На Немизе снопы стелют головами... »), развернуты во времени и пространстве. Образы третьей ступени — ангелические (изобретательные) — результат мышления человека, а потому многозначны, с несколькими заключенными в них значениями (иносказательные, ассоциативные, зашифрованные, загадочные).

С. Есенин принял и Февральскую, и Октябрьскую революции, хотя и с «крестьянским уклоном». За три года (1917—1919) поэт написал 10 небольших поэм: «Певущий зов», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение» и др. Основной их пафос — оптимистический. Поэт верит в возрождение России с помощью нового мессии — отчаря, крестьянина (поэма «Отчарь»).

В поэме «Инония» поэт становится «пророком Есениным Сергеем», вступает в противоречие с самим Богом. Вместо небесного рая поэт обещает людям Инонию — иную страну, рай для живых.

Весной 1918 года поэт оказался в Москве. Одинокий, непонятый, он нашел единомышленников в лице имажинистов. Сначала он общался с пролеткультовцами, но не верил в них, в их «черный полет ворона». Потом познакомился с А. Мариенгофом, знавшим почти все его стихи, через него — с В. Шершеневичем. Вместе они и создали Великий Орден имажинистов, стали издавать журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», открыли кафе «Стойло Пегаса». С. Есенина полюбили, его чтение стихов собирало большую аудиторию.

Поэма «Кобыльи корабли», написанная в сентябре 1919 года, уже трагическая по своему звучанию. Поэт понимает, что «скоро белое дерево сронит» «желтый лист его головы», и в пятой главе декларирует свою верность поэзии:

Буду петь, буду петь, буду петь! 
Не обижу ни козы, ни зайца.

В 1920 году вместе с А. Мариенгофом поэт ездил на Украину, в Харьков. Видел крестьянский бунт, голод. И понял, что ошибся в революции, что она — «не та», что строится «не тот социализм», о котором он думал. И появятся на свет «Сорокоуст» (1920) — трагическая история об уходящей в прошлое деревне, побеждаемой индустриальным молохом; поэма «Пугачев» (1921) — о поражении крестьянского восстания; «Песнь о хлебе» (1921) со строками:

Вот она, суровая жестокость.
Где весь смысл — страдания людей!

1920 год стал переломным для поэта: Есенин прочувствовал истинную цену революционных преобразований и на Украине, и в родной деревне (не было хлеба, спичек, керосина; люди умирали от тифа; скот падал от сибирской язвы). Душевно измученный, истерзанный, он встречает американскую танцовщицу Айседору Дункан. В мае 1922 года С. Есенин и А. Дункан поженились и уехали за границу. Больше года поэта не было на Родине. Он жил в Германии, Бельгии, Франции, США. Вернулся поэт домой с очерками о капиталистической Америке — «Железный Миргород» (их сразу же напечатали «Известия»).
С сентября 1924 по сентябрь 1925 года С. Есенин живет в Грузии и Азербайджане, создает цикл стихов «Персидские мотивы», завершает работу над поэмой «Анна Снегина».

28 декабря 1925 года в Ленинграде, куда С. Есенин собирался переехать с семьей, в гостинице «Англетер» нашли его бездыханное тело. Одна из версий случившегося — самоубийство. Прах поэта доставили в Москву. В день похорон на улицы вышел почти весь город. Загадка смерти С. Есенина остается неразгаданной.

Источник: Русская литература: уч. пособие для 11 класса / Н.И. Мищенчук и др. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3215