Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Есенин С.А.

Сочинение: Тема Родины в творчестве Есенина

  • Статья
  • Еще по теме

Родина... Такое емкое слово, вмещающее в себя и отчий дом, и материнскую ласку, и дорогу за окном, и поля, убегаю­щие к горизонту, и жизнь людей, среди которых ты живешь. За каждодневной суетой не часто удается остановиться, оглянуть­ся, подумать, что же связывает лично тебя с народом, Родиной, что ты чувствуешь, произнося эти слова. А иногда чувства идут внахлест, и слов нет, чтобы выразить то, что ощущаешь имен­но сейчас. И вдруг — прозрение. Это в руки тебе попал томик стихов Сергея Есенина, и его понимание Родины, Руси, Рос­сии, идущее от тончайших переживаний, прозрений, становит­ся твоим. И понимаешь, что его жизнь, сгоревшая, как костер, оставила нам в наследство не горсточку пепла, а россыпи сокровищ — голубовато-розовые образы есенинских стихов.

Родная земля дала поэту особый, народный взгляд на жизнь, на добро и зло, на счастье и несчастье, наделила особым, крестьянским взглядом на природу и человека.

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали. —

писал Есенин. И потому крестьянская хата, где «пахнет рых­лыми драченами», «кот крадется на парное молоко», квохчут куры, — так дорога ему. Оторвавшись от родительского крова, он мечтает о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом... —

дом с голубыми ставнями, который он никогда не забывает.

От этой любви к дому, родной деревне, от особенного, крестьянского мироощущения берут начало образы есенин­ской поэтической лексики. Месяц — «ягненочек кудрявый», жеребенок, запряженный в сани, а луна — то завернутый в подол младенец, то коврига хлебная.

Как ребенок, наигравшись словами, поэт, выходя за порог дома, присматривается к родной стороне — «горевой полосе», с чахлой церквушкой, лесом и полем:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Неяркая, как на картинах Нестерова, русская природа, забытый, но любимый до боли сердечный край.

Черная, потом пропахшая выть!

Как мне тебя не ласкать, не любить?

Но он понимает, что никакая другая родина ему не нужна, ничто ее не заменит:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою»

Хотя жизнь крестьянина далека от райской, потом и кро­вью «пропахший мужик» зарабатывает хлеб свой, кормит стра­ну. Поэтому понятно чувство обиды, которое испытывает поэт за «древний мир» деревни, которому «сдавили шею... камен­ные руки шоссе», а город окрестил «как падаль и грязь». «Русь уходящая» забирала привычный крестьянский быт, «конь сталь­ной победил коня живого», но Есенин, «последний поэт дерев­ни», все равно пел золотую бревенчатую избу. Он по-прежнему убежден:

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

После ухода из деревни ему «долго пришлось разбираться в своем укладе» — мировоззрении. Даже революцию принимая «по-своему, с крестьянским уклоном», поэт не изменяет одно­му — нетленной остается его любовь к Родине. Пусть многое изменилось, «новый свет горит другого поколения», на стенах вместо икон — «календарный Ленин», он кротко все прием­лет, не виня никого.

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве», — говорил Есенин. И действительно, слово «Родина» он мог писать и с прописной, и со строчной буквы с одинаковым правом, ибо это право он заслужил.

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 96