Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Есенин С.А.

Сочинение: Сергей Есенин и русская природа

  • Статья
  • Еще по теме

Сергею Есенину едва исполнилось тридцать лет, когда трагически оборвалась его жизнь. Его поэтическое насле­дие пытались предать забвению, но ничто не могло убить народной любви к поэту, потому что он нес в мир любовь и милосердие, в которых так нуждается человек. Любовь во всех ее проявлениях — любовь к Родине, к матери, к женщине, к природе, к животному миру — все это при­суще лирике Есенина, его душе. Как драгоценную живи­тельную влагу, живую воду, он отдает ее читателям. Силь­ная сторона есенинской поэзии заключается еще и в том, что ему не надо было «подделываться» под народность, он знал ее изнутри.

Выросший в крестьянской среде, Есенин от деда, матери, бабушки, воспринял живой, образный язык народных песен, сказок, поверий, а родная природа, берега Оки развили наблю­дательность и образное мышление. Стремление к правде, кра­соте, добру, счастью было у него таким же, как у его односель­чан, как у каждого человека. Но не каждому было дано выра­зить это так, как Сергею Есенину.

Уже в ранних стихах мы ощущаем силу есенинской любви к родному краю, видим неброскую красоту и удивительную прелесть природы, слышим и различаем множество звуков, чувствуем радость жизни:

Выткался на озере алый цвет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. 

Только мне не плачется — на душе светло.

В этих стихах пейзаж еще состоит из отдельных зари­совок, объединенных тонким пониманием природы. «Сы­плет черемуха снегом», «ходят грачи в полосе», «пахнет смолистой сосной». Здесь все еще дышится предощущени­ем счастья, чистоты и свежести. Есенинская родина вся соткана из «березового ситца», она голубая и ясная, про­стая и понятная. Даже церковнославянская лексика не отягощает стиха, а способствует созданию более яркого и запоминающегося образа: «хаты — в ризах образа», «чер­ная глухарка к всенощной зовет», «церквами у прясел рыжие стога»; поэт молится на алые зори, причащается у ручья, а псалтырь читает воробей. Так видеть мог только человек, воспитанный в вере, но относящийся к ней, как к природе, близкой и привычной.

Мозаика слов складывается у Есенина причудливо, рождая неожиданные образы, основанные на крестьянском, народном видении мира:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Крестьянский быт у него во всем: ветер пляшет по равни­нам, как «рыжий ласковый осленок», «солнца струганные дранки» загораживают синь неба, месяц ягненочком кудрявым «гуляет в голубой траве».

Мысль о естественном, изначальном родстве человека и природы определяет поэтику Есенина, он олицетворяет нежи­вое: «ивы, кроткие монашки», «черемуха машет рукавом», «словно белою косынкой» подвязывается сосна, а клен похож на подгулявшего путника. «Не я выдумал этот образ, — призна­вался поэт, — он был и есть основа русского духа и глаза»:

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Есенина роднит с народной поэзией не только представление о природе, но и отношение ко всему живому. Позже он скажет, что был счастлив не только тем, что «дышал и жил», но и тем, что

Мял цветы, валялся на траве,

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Стихи о животных естественно дополняют тему природы. Они названы просто: «Корова», «Табун», «Песня о собаке». И не может тут быть никакого чувства ложной стыдливости, что такие «низкие» предметы становятся объектом высокой поэзии. О «братьях наших меньших» поэт рассказывает с неизменной неж­ностью, а стихотворение «Песнь о собаке», в сущности, целая поэма о рождении, материнской любви, смерти и горе:

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

Со временем картины природы в стихах Есенина становят­ся иными, более сдержанными и грустными, освещаясь труд­ным опытом пережитого. Родной край видится «задумчивым и нежным», что-то уходит безвозвратно, лишь вода по-прежнему шумит «за мельницей крылатой» и мать также терпелива и заботлива. Тесную связь с матерью Есенин, теперь «знамени­тый русский поэт», передает в стихах-песнях, полных сынов­ней любви и благодарности.

От созерцания внешнего мира, от картин живой природы идут раздумья поэта о самом себе, о своей родине:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой тяжести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

«Радуясь и мучаясь», Есенин живет одной жизнью с роди­ной, раздвинув ее границы от околицы села Константинова во всю ширь России. И хотя сам поэт считает себя последним певцом деревни, «золотой бревенчатой избы», во всех его стихах одна большая любовь — Родина, вобравшая в себя все, чем жил и что чувствовал один из ее сыновей.

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 121