Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

Андрей Вознесенский: краткая биография и творчество поэта

  • Статья
  • Еще по теме

Андрей Андреевич Вознесенский - поэт (12.5.1933 Москва – 1.06.2010 Москва). Отец — гидроинженер. В 1957 году Андрей Андреевич окончил Московский архитектурный институт. Вознесенский, чье творчество связано с традицией 20-х годов, говорил в 1962 о Б. Пастернаке как о поэте старшего поколения, чей совет он считает для себя наиболее ценным. Поэтическое дарование соединяется у Андрея Андреевича с талантом художника. 

Как Б. Ахмадулина и Е. Евтушенко, он начал свою поэтическую карьеру во время оттепели. С 1958 года его стихи появлялись в газетах и журналах. В 1960 году вышли первые сборники "Парабола" и "Мозаика". Смелые в формальном отношении, они произвели сенсацию в советской литературе и за рубежом и очень быстро создали Вознесенскому литературное имя, что способствовало его частым зарубежным поездкам. 

Пребывание в Соединенных Штатах (1961 год) отразилось в цикле его стихов "Сорок лирических отступлений из поэмы Треугольная груша" (1962). На четвертом съезде Союза писателей Андрей Вознесенский был включен в состав правления Союза писателей СССР. Цикл стихов Андрея Андреевича "Антимиры" (1964), вызвавший много споров, был поставлен в виде ряда сцен и песен авангардным Театром на Таганке и в течение многих лет пользовался значительным успехом. 

Стихи и поэмы (или — циклы стихов) Вознесенского постоянно появлялись в журналах, альманахах и отдельных изданиях, в которые он, каждый раз в другом порядке, включал и свои прежние стихи. В неофициальном альманахе «Метрополь» (1979), он единственный, кто представлен текстами, уже напечатанными в СССР. С 1985 года Андрей Вознесенский активный поборник перестройки. В книге "Аксиома-самоиска" (1990) он объединил новые стихи, прозу, публицистику со старыми своими текстами без вынужденных цензурных изменений. Андрей Андреевич жил в Москве. 

Скорое всеобщее признание принес этому автору его собственный поэтический почерк, экстравагантность которого поначалу резко выделялась на фоне унифицированной поэзии, пропагандировавшейся в сталинские времена. Вознесенский записывает свои стихи сразу и больше не изменяет первоначальную редакцию. Его творчество исходит из восприятия цивилизации и города в мировом масштабе и представляет собой контраст с русской поэзией, которая связана с природой, из-за географической широты и большого внимания к технике 20-го в. С годами в поэзии Андрея Вознесенского появилась тема тревоги в связи с научно-технической революцией; наряду с любовной лирикой появляется гражданская тема — защита свободы художника. Такое название сборника стихов как "Взгляд" (1972) подчеркивает визуально-описательный аспект поэтики этого автора, название сборника "Ахиллесово сердце" (1966) — его стремление сказать о сердце и душе как о самом ранимом человеке; об этом, собственно, и идет речь в стихах Вознесенского. Техника и цивилизация — это области, из которой он преимущественно черпает свои чрезвычайно смелые метафоры, сопрягающие очень далекие понятия. Бывает, что метафоры, найденные Вознесенским, не служат определенной цели (освещение взаимосвязи явлении и сближение полярного во взаимообусловленности его превращений), а становятся игрой с необычным ради необычного. Андрей Андреевич — противник традиционной рифмы, особенно в раннем своем творчестве. Его стих определяется звучанием, ритмом, ассонансом, а также внутренней рифмой. Игре слов у этого поэта соответствует игра звуком, он пользуется звучащей структурой для проявления своей локальной семантики и метафорики, идущих от конструктивизма (Holthusen). Вознесенскому чужды поиски незаменимого слова и стремление к максимальному уплотнению стиха, его цель – публицистическое воздействие за счет новизны и даже вызывающей исключительности содержания и звучания. 

Источник: В. Казак. Лексикон русской литературы XX века - М.: РИК "Культура", 1996

Понравился материал?
7
Рассказать друзьям:
Просмотров: 7438