Меню сайта
Статьи » Литература 20 века » Другие авторы

Анализ стихотворения "Флорентийские факелы" Вознесенского (сочинение)

  • Статья
  • Еще по теме

Создавая стихи, всякий поэт исходит прежде всего из своего личного опыта. В связи с этим в его произведениях получают отражение те или иные биографические подробности, воспоминания. Таково и стихотворение Андрея Вознесенского «Флорентийские факелы», хотя вначале создаётся впечатление, что автор поставил своей задачей всего лишь нарисовать «портрет» впервые увиденного, роскошного во всех отношениях города.

В первых строках стихотворения Флоренция выплывает как бы из сновидений — торжественно, сказочно, чуть церемонно:

Ко мне является Флоренция,

фосфоресцируя домами,

и отмыкает, как дворецкий,

свои палаццо и туманы.

Далее, словно извиняясь за высокопарность в описании Флоренции, Вознесенский прибегает к иронии:

Я знаю их. Я их калькировал

для бань, для стадиона в Кировске,

спит Баптистерий, как развитие

моих проектов вытрезвителя.

Вознесенский учился в Архитектурном институте в те времена, когда бытовым сооружениям стремились придавать царственный облик дворцов Возрождения. Баптистерий стоит рядом с главным собором Флоренции. Он издавна был местом, где крестили детей, поэтому называется именем Иоанна Крестителя. Ироническая ассоциация связывает Баптистерий и вытрезвитель — по сходству обряда крещения и способа отрезвления пьяных.

Ирония возникает не только в связи с тем, что прекрасные флорентийские здания сравниваются с простыми сооружениями, которые приходилось проектировать юноше-поэту. Это ирония и над своим желанием точно повторить старые формы, в которые была облечена красота («калькировал»), над стремлением заменить быт патетикой. Тем не менее, при встрече с Флоренцией в душе автора оживают прошлые мечты, стих становится пылким и стремительным.

Путешествие в Италию обернулось для поэта встречей со своей юностью. Прошлое видится «сквозь восковку» (поэт продолжает развивать метафору «калькирования»), но его оценка решительна:

Они взирают в интерьерах,

меж вьющихся интервьюеров,

как ангелы или лакеи,

стоят за креслами, глазея.

Ирония отведена от себя и обращена к спутникам юности, «товарищам московским». Она проявляется в соединении несовместимых, противоположных стилей, понятий («взирают», «глазея», «ангелы или лакеи») и возникает из-за желания уйти от прошлого, «проклятых» вопросов. Однако они следуют за автором неотступно, как и воспоминания о друзьях юности:

А факелы над чёрным

Арно необъяснимы —

как будто в огненных подфарниках

несутся в прошлое машины!

Двумя последними стихами строфы поэт подчёркивает неизбежность возвращения в прошлое. Подобно языкам пламени, память выхватывает оттуда воспоминания:

Ау! — зовут мои обеты,

Ау! — забытые мольберты,

и сигареты,

и спички сквозь ночные пальцы.

Ау! — сбегаются палаццо, —

авансы юности опасны! —

попался?

Жизнь человеческая не делится на прошлое, настоящее и будущее — всё взаимосвязано. Поэт (он же лирический герой) остро переживает мысль о том, что обещания юности не выполнены. Он ещё сопротивляется воспоминаниям с помощью ироний, но понимает, что суд над собой неизбежен. Однако прошлое не узнаёт настоящего. Юность недоумевает над зрелостью.

Встреча с юностью обернулась приговором «преуспевающему пай-мальчику». Слава на всех уровнях не является ни оправданием, ни утешением. То ли от нестерпимой душевной боли, то ли от сознания того, что на высоте юношеских идеалов не удержаться, поэт спешит распрощаться с прошлым и прерывает мучительный диалог с прежним собой.

Поэт сознаёт напрасность спровоцированного обстоятельствами диалога. Возникает ощущение как бы проигранной в карты («червонные семёрки»), напрасно растраченной жизни. «Червонные семёрки» всплывают в памяти поэта не только из-за сходства с контуром окон флорентийских палаццо — по форме эта карточная масть напоминает сердце. Сквозь слёзы («дверцы мокры») прорывается свет памяти, совести. «Флоренция летит назад», но не покрывается туманом, как в первых строках стихотворения («палаццо в факелах горят»).

Таким образом, стихотворение Андрея Вознесенского «Флорентийские факелы» отличают ослепительная праздничность и бурный драматизм, резкие перепады ритма и необычные образы. Это произведение трогает своей исповедальностью: верша суд над собой и своей судьбой, автор не только вызывает в нас сочувствие, но и побуждает к размышлениям над «вечными» вопросами жизни.

Источник: Школьные сочинения на "пятерку". Для школьников и абитуриентов. - М.: ООО "Мир книги", 2004

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1849