Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Тургенев И.С.

Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью

  • Статья
  • Еще по теме

В творчестве Тургенева мы сталкиваемся с особенным пониманием любви как высшего взлёта и труднейшего испытания для человека. Испытание любовью предстоит пройти и Базарову, герою романа «Отцы и дети». Этот сюжетный приём позволяет автору максимально выявить свойства души героя, в особенности такие, которые в обычной жизни глубоко скрыты.

В предыдущих романах автор ставил на пути героя молодую девушку, неопытность которой контрастировала с силой души и цельностью натуры. В «Отцах и детях» такая героиня есть, это Катя. Но в отличие от Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, она не только не увлекается передовым человеком своей эпохи, но, может быть, менее всех остальных героев романа попадает под его влияние. Катя с первого взгляда, с первого слова Базарова узнаёт в нём «чужого», случайного в их среде человека. На пути Базарова встаёт другая женщина, такая, из которой уже не вылепить всё что захочешь, — сильная, уверенная в себе Анна Сергеевна Одинцова.

В отличие от Кирсанова, Анна Сергеевна действительно интересуется взглядами своего гостя и старается их понять, она опирается не на «принсипы», а на свой жизненный опыт. Без всякого раздражения и возмущения Одинцова в сократической беседе при помощи точных и конкретных вопросов ведёт оппонента ко всё более полному изложению его позиции и тем самым обнаруживает слабость этой позиции. Последнее утверждение Базарова, что у всех будет одна и та же селезёнка, выглядит абсурдным, особенно в устах медика и естествоиспытателя.

Работа над образом Одинцовой позволит понять, что эта женщина не уступает Базарову в силе ума и характера, потому их отношения с самого начала носят характер поединка равных. Одинцова молода, но, подобно всем «отцам», она живёт без ясной цели, приспосабливаясь к потоку жизни. В Базарове её привлекает целеустремлённость, воля; он кажется человеком, знающим как и для чего жить, способным творить действительность, а не подчиняться ей.

Анализ эпизодов, раскрывающих историю любви Базарова, даёт богатый материал для усвоения особенностей тургеневского психологизма. Особенно выигрышно сопоставление приёмов, раскрывающих внутренний мир Аркадия и чувства Базарова.

Выделим несколько наиболее значительных эпизодов.

1.       Встреча на балу.

Сопоставим рассказ автора о впечатлении, которое произвела Анна Сергеевна на Аркадия, с тем, как раскрыты впечатления Базарова. С одной стороны, подробное авторское описание, с другой — короткие реплики самого героя, данные без всякого комментария. В этих репликах раскрывается не столько впечатление Базарова от нынешней встречи, сколько его взгляд на женщину вообще.

2.       Разговор в гостинице.

Здесь в роли наблюдателя выступает Аркадий, словно сливаясь с автором, он подмечает и прелесть Одинцовой, казавшейся ещё моложе в простом белом платье, её внимательный взгляд, обращённый к Базарову, и необычные детали в поведении самого Базарова: внезапное смущение, прикрываемое напускной развязностью, желание занять свою собеседницу, сдержанность в разговоре. В репликах Базарова после этой встречи звучит невольное уважение, хотя и высказанное с обычной для него грубоватой прямотой.

Уже на этом этапе можно задаться вопросами: почему Тургенев так часто поручает Аркадию подметить особенности поведения Базарова? Почему отказывается от подробного освещения его чувств? Такой приём позволяет автору решить сразу несколько задач: показать привязанность Аркадия к старшему другу, его увлечённость не столько идеями, сколько самой личностью Базарова, преданно-внимательное всматривание в облик друга, свойственное искренней юношеской дружбе. Этим подчёркивается высокомерно-пренебрежительное отношение Базарова к его молодому товарищу, самолюбие и эгоцентризм нигилиста, для которого Аркадий не слишком отличается от Ситникова. Этот приём помогает автору как бы отстраниться от Базарова, избежать поверхностной и несправедливой оценки чувств человека, чей внутренний мир для него чужд и непонятен. Оставаясь в пределах внешнего рисунка, автор мастерски создаёт иллюзию объективности, беспристрастности в изображении героя.

Сделаем вывод об особенностях тургеневского психологизма. Тургенев умеет давать полное и детальное изображение душевной жизни героя (размышления Николая Петровича в главе II и др.), но чаще он выступает «тайным психологом». Тогда особое значение приобретает художественная деталь, выразительное умолчание, подтекст, при помощи которых мы, словно бы помимо воли автора, проникаем в чувства героя, осознаём происходящее в его душе.

Спор, возникший между Одинцовой и Базаровым в день приезда приятелей в Никольское, является важным эпизодом романа. Главная его мысль — об одинаковости людей — напрямую связана с базаровским отношением к любви. Если все люди одинаковы, то любовь к одной-единственной женщине — бессмыслица, «гниль», «художество», всегда ведь можно отвернуться: «земля не клином сошлась». Недаром к этому спору возвращаются Базаров и Анна Сергеевна в сцене, предшествующей решительному объяснению. Базаров, вопреки своему самолюбию, сознаётся в своей неправоте, он готов согласиться, что «может быть, точно, всякий человек — загадка». Это равносильно признанию в любви, в невозможности заменить одну женщину на другую.

Автор подтверждает это, впервые подробно раскрывая чувства Базарова в главе 17: «...он скоро понял, что с ней „не добьешься толку“, а отвернуться от неё он, к изумлению своему, не имел сил». Тургенев показывает, на каком шатком основании покоилась вся самоуверенная философия Базарова. Любовь, завладев душой героя, выбивает у него почву из-под ног. Любовь и нигилизм, как оказывается, «две вещи несовместные». Осознав это, вы легко ответите на вопросы: почему Базаров воспринимает своё чувство как несчастье, безумие? Почему стремится побороть его?

Базарову легко было отрицать «романтизм» в других людях. Но теперь он с негодованием сознаёт романтика в самом себе. Теперь герой стоит перед выбором: признать свою неправоту и во всём остальном или сохранить верность своим убеждениям, теперь уже отрицая себя самого? Тургенев показывает, что испытание любовью становится катастрофой для Базарова, и не потому, что его любовь безответна, а потому, что это чувство вообще не укладывается в мировоззрение героя. Ситуация счастливой любви только затушевала бы драматизм происходящего, только отдалила бы на время неизбежный мировоззренческий кризис героя, но не отменила его.

Исследование души героя в состоянии нравственного кризиса, обнаружение всех глубин и возможностей его личности перед лицом жизненной катастрофы — излюбленный прием Тургенева.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

Понравился материал?
18
Рассказать друзьям:
Просмотров: 14456