Образ княгини Р. в романе "Отцы и дети" Тургенева И.С.
В образе княгини Р. полновластно присутствует тайна, связанная с ее двойной — дневной и ночной — жизнью. Днем она была легкомысленной кокеткой, предававшейся с увлечением различного рода удовольствиям, танцевала до упаду, шутила и хохотала и будто бросалась навстречу всему, что способно было доставить ей малейшее удовольствие. Но что выделяет ее и днем из светской толпы? Княгиня могла бы остаться незамеченной, подобной многим, если бы не "загадочный взгляд", который был одновременно "быстрый и глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния". Вообще глаза этой женщины жили отдельной, независимой жизнью; светящееся в них "что-то необычайное" не имело ничего общего с дневной светской куклой, чей язык "лепетал самые пустые речи". И только ночь сменяла день, как в героине просыпается некое терзаемое неведомыми страстями существо: "они играли ею как хотели". Ночными часами она молилась и плакала, не находя покоя нигде зачастую металась по комнате до самого утра, ломая в тоске руки, или сидела, холодная и бледная, над псалтырем. И эта женщина стала счастьем и несчастьем Павла Петровича, превратила его в свою тень, сделала на всю жизнь одиноким. Так перед нами разворачивается глубоко драматическая история любви. Трудно было бы с этим поспорить, если бы не чрезмерный романтический налет на всем поведанном читателю о княгине Р. и Кирсанове. Прежде всего следует заметить, что Тургенев как будто "вышивает" по канве жанра романтической трагедии рока, в которой главной содержательной составляющей выступает власть неведомой силы над человеком, продуцирующая его тотальную внутреннюю несвободу. У писателя все интенсивно "работает" на тайну княгини Р.: ее ночные страхи, слезы, молитвы, стенания, заламывания рук, мятущееся в потемках женское сознание. Соблюдено такое непременное условие жанра, как игра таинственных страстей, с которыми не в состоянии совладать героиня. В повествовании присутствует и такая устойчивая жанровая черта, как "загадочный взгляд", "холодный ужас" на лице, переходящий в "выражение мертвенное и дикое". Приметой жанра являются таинственные предметы, знаки: "кольцо с вырезанным на камне сфинксом", позже пересланное княгиней Кирсанову с "крестообразной чертой" на нем, означающей, по словам героини, разгадку сфинкса. История маркирована и традиционно жанровой развязкой: смертью княгини в состоянии, близком к помешательству. Источник: Тургенев в школе: книга для учителя / авт.-сост. Л.А. Капитанова. - 3-е изд, стереотип. - М.: Дрофа, 2010 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 10469
| |