Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Толстой Л.Н.

Образ Андрея Болконского в романе "Война и мир"

  • Статья
  • Еще по теме

Князь Андрей в начале романа ближе к миру Наполеона. Он красивый, маленького роста. Он всех судит, все оценивает. Он любит только тех, к кому может относиться с покровительством (например, Пьера). Насколько теплей любовь Николая Ростова к царю Александру I, чем чувство князя Андрея к его кумиру Наполеону. Князь Андрей очень зависит от мнения людей: боится быть смешным, хочет, чтобы все его любили и уважали. Его поведение определяется мнением других.

У Толстого смех, улыбка разоблачают человека. Это одно из средств «срывания масок». Так, театральный смех разоблачает в глазах Андрея Сперанского. У старого Болконского неестественная, фальшивая улыбка. Одинаковой улыбкой одаривает всех Элен. Добрая детская улыбка, «толстый» добродушный смех Пьера. Неожиданно нежная улыбка у князя Андрея.

Князь Андрей – это человек с нежной душой, легко ранимый, мужественный, однако боится общественного мнения. Ему присущи эгоцентризм, самолюбие, гордыня. Это максималист, во всем стремящийся к совершенству. Все, что он делает, должно быть невиданным, небывалым, удивительным, гениальным. Иначе он не может браться ни за что. Ему недостает простоты.

Андрей очень редко поступает в соответствии со своими сердечными порывами, в этом его ущербность, и этим он отличается от Пьера и Наташи.

Князь Андрей соглашается на отсрочку свадьбы с Наташей не только потому, что этого требует отец, но и по собственному самолюбию, ему самому хочется испытать Наташу, он не доверяет ей, а «боящийся несовершен в любви», по слову Апостола. Но в конце концов той идеальной семьи, какой ему хочется, у него и не могло быть с Наташей (как показывает эпилог). Ведь у Наташи много человеческих слабостей и недостатков, которые князь Андрей никогда бы ей не простил. Ей нужен такой муж, как Пьер. У Толстого судьба героев – это «раскручивание», «развертывание» их характеров. Увлечение Наташи Анатолем заложено в ее характере.

Князь Андрей, несмотря на свои способности, не смог стать ни вторым Наполеоном, ни вторым Сперанским, потому что для этого надо было умертвить в себе все человеческое. 

То, что князь Андрей в последнем бою не падает на землю, это не гордость, как считает литературовед С. Бочаров, а это смирение. Он показывает пример мужества перед солдатами и все принимает как есть, хотя еще «завистливым» взглядом смотрит на траву, деревья и т.д.

У мертвой маленькой княгини, жены Болконского, было написано на лице, что она всех любила. Всех любить — это никого не любить, – к такому выводу пришел перед смертью ее муж.

Предсмертный сон Андрея перекликается с его мыслями на Аустерлицком поле, когда ему открылось небо Аустерлица.

Князь Андрей перед смертью узнал полноту высшей любви, перед которой ничто даже большая земная любовь к Наташе. Он, по словам Наташи, слишком хорош для этого мира, поэтому он не может в нем жить. Его смерть – это уход от земного, в общем-то суетного мира. Наконец-то он обретает то небо, к которому он стремился.

Умирающему Андрею хочется поскорее освободиться от всего земного, прежде всего от любви к Наташе, чтобы пробудиться к новой жизни, которая настанет после смерти. Он действует тут по закону эгоизма, столь ненавистному Толстому, а не по закону христианской любви к ближнему. Смертью князя Андрея развенчивается одна из главных масонских добродетелей – любовь к смерти, которой не понимал Пьер. По Толстому, должна быть любовь к жизни. Жизнь и есть любовь.

Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 108