Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Толстой Л.Н.

Андрей Болконский в романе "Война и мир": характеристика героя

  • Статья
  • Еще по теме

В начале романа «Война и мир» кажется, что взгляды Андрея Болконского сложились окончательно. Он восхищается Наполеоном, «ищет своего Тулона», в битве при котором Наполеон и прославился, а затем перешагнул через несколько ступеней и стал генералом. Итак, в образе Болконского перед нами — очередной честолюбивый военный, которому не дают покоя наполеоновские лавры?

Однако познакомившись с его отцом, мы понимаем, как много в нравственном плане князь Андрей унаследовал от него. Старший Болконский — человек безусловной честности, он беспощадно правдив перед самим собой. Честолюбие вовсе не затуманивает и трезвого ума младшего Болконского: как только он встречает Наполеона на поле брани и замечает его человеческую ничтожность, прежнему увлечению немедленно наступает конец. Стоит Андрею Болконскому встретить карьеристов при штабе русских войск, и даже служба под началом самого Кутузова больше его не прельщает. В следующей войне — в войне Отечественной князь Андрей уже рядом с солдатами и офицерами из народа — Тушиным и Тимохиным. Ему казалось, что обстоятельства не позволяют развернуться его одарённости, но выяснилось, что его призвание — быть рядом с подчинёнными, с солдатиками, быть одним из тех, кого история не запомнит, но кто — вместе со всем народом и неразрывно с ним - придаст истории нужное русскому народу направление.

Увы, князь Андрей Болконский в романе «Война и мир» не слишком счастлив в личной жизни, хотя жена его любит. Когда она умирает во время родов, для князя это оказывается неожиданной трагедией: он совершенно одинок в этом мире, и, если бы не Пьер Безухов, которого он ценит за его «золотое сердце», князю не с кем было бы доверительно обсудить состояние своей души и свои планы. Князь Андрей понимает, насколько он выше окружающей его светской толпы, и не желает опускаться до споров в салоне Шерер.

Андрей Болконский всерьёз посвящает себя общественным реформам. Он не гонится за карьерой. Ему лишь кажется, что на этом поприще он будет более полезен. Законов каждый русский царь издавал достаточно, и часто они противоречили друг другу: в разное время различные ситуации, которые требовалось разрешить «по закону», трактовались по издававшимся в разные периоды и разными правителями правилам. Как известно, комиссия Сперанского, куда попадает князь Андрей, должна была привести в порядок российское законодательство, чтобы власть закона в России опиралась на всем понятные и однозначно трактуемые документы. Историческим результатом его работы стал «Свод законов Российской Империи», который позже подвергся обновлению уже во время судебной реформы 60-х годов XIX века. Сперанскому нужны были образованные и честные помощники. Сам он был из староверов и честность в людях ценил превыше всего. Для Толстого совершенно естественно, что князь Андрей, идущий своей «дорогой чести», оказывается на какое-то время в комиссии Сперанского.

Всё же народная жизнь настолько далека от того, о чём думают во властных кабинетах, что Андрей Болконский в романе «Война и мир» может только с досадой вспоминать свою службу под началом Сперанского, где «старательно и продолжительно обсуживалось всё, касающееся формы и процесса заседания комитета, и <...> старательно и кратко обходилось всё, что касалось сущности дела». Поэтому, когда князь вспомнил о том, как он переводил на русский язык статьи римского и французского сводов, «ему стало совестно за себя». Ведь законы должны затрагивать реальных людей.

Болконский стремится выстраивать свою жизнь разумно, но, конечно, живёт не одним разумом. Услышанный случайно разговор разбудил в князе Андрее чувства, надежду на возрождение полноты жизни. Чувства хлынули в его давно заснувшее сердце.

Всё шло как нельзя лучше, и после помолвки с Наташей Ростовой их чувство должно было проверить время: на этом настоял Болконский-отец. Лишь год спустя они могли пожениться. Но Наташа «не удостаивает быть умной», как говорил Пьер, она вся — порыв, чувство, эмоция, желание! Год оказался непосильным сроком. Наташа увлеклась низким Анатолем Курагиным, и брак Болконского с Наташей не состоялся.

Болконский посвятил свою жизнь службе. Во время войны он — в действующей армии, в мирное время князь пытается найти службу, где пригодились бы его честность и решительность в борьбе с российскими бедами. Конечно, главная среди них - крепостное право. Если его товарищ Пьер Безухов считает, что помещик непременно должен строить в деревнях школы и больницы, то Болконский против этого. Во время разговора с Пьером на пароме он («с потухшим, мёртвым взглядом») утверждает, «что единственно возможное счастье есть счастье животное», которым обладает мужик, и которого можно лишить, дав этим «счастливым» людям нравственные потребности.

Мы догадываемся, что в Болконском нет истинной веры. Без такой веры дальше жить он не имеет права, считает Болконский. Накануне Бородинского сражения он говорит Пьеру:

- «Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла».

Размышления о смысле жизни, вопрошание самого себя: «Зачем я живу?» — центральные в идейно-нравственных исканиях Пьера и князя Андрея. Перед отъездом в действующую армию он позволяет сестре Марье надеть ему на шею иконку.

Оказавшись на пороге смерти, на политом кровью Аустерлицком поле, он задумывается над таинственным, непознанным. Появление Наполеона, мнящего себя «человекобогом», разрушает иллюзорную веру в него. Князь Андрей почти не говорит о вере, но благородно прощает умирающего в лазарете Анатоля Курагина, позже он прощает Наташу Ростову и умирает просветлённым. Лишь перед смертью он «почти» приходит к религии.

Трагедия Андрея Болконского — это трагедия пытливого ума, обделённого простыми радостями жизни. Любовь лишь ненадолго озарила его жизнь. Брак его был неудачным, и это видели все окружающие. Чувство Болконского к Наташе Ростовой не выдержало столкновения с реальностью: Наташа оказалась слишком нетерпеливой и слишком жаждущей жизни для человека, столь строго судящего себя и других. Не было у князя Андрея веры в правильности своего образа жизни, а иного способа жить он и не знал. Поэтому князь находит себя прежде всего там, где враг ясен и цель ясна.

На войне князь инстинктивно делает всё верно, ведёт себя по правилам дворянской чести. Не случайно образы простых русских офицеров — капитана Тушина и капитана Тимохина — даны именно в его восприятии. Они видят и понимают друг друга, чувствуют своё необъяснимое, но очевидное родство. В мирное время Болконский попросту не может найти себя. Поэтому Пьер уверен, что если бы князь Андрей не погиб в результате тяжёлого ранения, он непременно присоединился бы к тайному политическому обществу, как и его друг.

Источник (в сокращении): Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3516