Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Толстой Л.Н.

Анна Каренина в романе "Анна Каренина". Образ героини

  • Статья
  • Еще по теме

Каренина Анна Аркадьевна — главная героиня романа, очаровательная женщина, нежная мать, изменившая жена, ревнивая любовница, не вытерпевшая своей жизни. Ее прототипом послужила дочь А.С. Пушкина М. А. Гартунг (1832 — 1919). В русском литературном контексте ее предшественницей парадоксально оказывается Татьяна Ларина.

Все в облике героини уравновешено и уместно: прекрасная осанка, энергичные движения рук, твердый легкий шаг. Держится она естественно и вместе с тем светски. Прожив восемь лет с уважаемым мужем и обожаемым сыном, Анна Каренина влюбляется в Алексея Кирилловича Вронского во время своего визита в Москву. Они знакомятся на Николаевском вокзале через ее брата Стиву Облонского. В момент их встречи случается несчастье: на путях гибнет железнодорожный сторож, задавленный составом. Видя потрясение Анны при этом известии, Вронский жертвует семье погибшего деньги. Каренина чувствует, что между ее новым знакомством и страшной смертью существует какая-то связь и называет гибель сторожа дурным предзнаменованием.

Возвращение в поезде домой — одна из многих лирических партий романа «Анна Каренина». В сознании героини, то погружающемся в сладостное забытье, то выходящем из него, возникают два образа: закутанная фигура человека и резкие сокрушающие звуки. Эти образы напоминают о раздавленном железнодорожном стороже, про гибель которого в вокзальной толпе говорилось «был то ли пьян, то ли слишком закутан от сильного мороза». Нежелание Анны Карениной признаться себе в нечаянной, сильной и запретной любви, ее стремление как можно глубже скрыть, спрятать от себя свою вину находят свое воплощение в реальной действительности: закутанная фигура — это тень, отражение погибшего сторожа, напоминание героине о ее преступлении, а резкие, сокрушающие звуки — это звуки железной дороги, металлический голос судьбы. Жгучий восторг смешивается с зимней бурей, вьюгой, которой она дышит и любуется в Бологом. Появление среди бушующей снежной стихии Алексея Вронского воспринимается ею как завершение пейзажа мечты.

Вернувшись в Петербург, Анна Каренина сближается с Вронским через жену своего двоюродного брата княгиню Бетси Тверскую — хозяйку модного петербургского салона. Алексей Александрович Каренин все больше раздражает свою жену («Ах, Боже мой! отчего у него такие уши?»), она думает, что ему безразлична ее измена, что он тревожится только из-за мнения света, а более всего, как показывает Толстой, она ненавидит мужа за свою вину перед ним. На его попытку напомнить о долге жены и матери она отвечает веселой ложью. Сделавшись любовницей Вронского, Анна Каренина, униженная и счастливая своим преступлением, признается мужу во всем после Красносельских скачек, но, ужасаясь ожидающему ее позору при разводе и, еще сильнее, возможности потерять любимого сына, она соглашается на требование соблюдать видимые приличия, оставив все как есть, и встречается с Вронским вне дома.

Это и без того мучительное положение осложняется ее беременностью. Анну преследует кошмар: ей снится мужик с взъерошенной бородой, не обращающий на нее внимания, нагибающийся над каким-то мешком, копошащийся в нем и бормочущий по-французски: «Надо ковать железо, толочь его, мять...» Во сне же Анна Каренина слышит из уст своего слуги Корнея, что умрет родами. Однако они проходят благополучно, хотя героиня заболевает опасной родильной горячкой. Она посылает за Алексеем Александровичем, чтобы он простил ее перед смертью. Каренин взбешен несоблюдением своих минимальных требований — встречей с Вронским у себя дома, он, переполняемый мстительным чувством, уже начал бракоразводный процесс, однако у постели умирающей жены он переживает душевный переворот и прощает ее.

Анна Каренина выздоравливает. Вместе с жизненными силами к ней возвращается любовь к Вронскому и ненависть к мужу, усилившаяся из-за его великодушия. Она, отказываясь от развода и не желая принимать новых жертв от Каренина, с любовником и дочерью уезжает в Италию. Там героиня «непростительно счастлива», а вернувшись в Петербург, осознает, как она несчастна: разлучена с единственным близким человеком — сыном Сережей и отвергнута всем светом. Видя, что двери, закрытые для нее, открыты для Вронского, героиня романа Толстого начинает упрекать его в своем унизительном положении. Чтобы успокоиться, они едут в имение Алексея Воздвиженское, но там их отношения лишь поначалу складываются удачно. Анна Каренина начинает раздражаться всем, что отвлекает Вронского от любви к ней: его хозяйственной и административной деятельностью, его желанием иметь детей. Она чувствует, что «прелесть новизны» ушла из их отношений, и воспринимает это как охлаждение Вронского. Героиня не хочет думать о разводе потому, что он означает окончательную разлуку с любимым сыном. Она часто забывает о дочери, устраивает Вронскому сцены, и во время одного из столкновений, вызванных ее беспредметной ревностью, ему удается уговорить ее обратиться к Каренину с просьбой о разводе.

Они переезжают в Москву ждать его ответа. Но и здесь Вронский и Анна все чаще заходят в тупик в своих отношениях. Каренин отказывает в разводе, и они, решив вернуться в Воздвиженское, опять ссорятся. После очередной размолвки Вронский уезжает по делу в имение матери. Оставшись одна, Анна Каренина впервые серьезно задумывается о смерти как возможности освободить Вронского и одновременно наказать его. Она отправляет письмо ему вслед с просьбой приехать и объясниться, посылает телеграмму того же содержания в имение его матери, когда узнает, что ее записка опоздала. Героиня едет к Долли Облонской с намерением все ей рассказать, найти сочувствие и поддержку, но уезжает, так ничего и не сказав.

Параллельно действиям заглавной героини романа Толстого «Анна Каренина» звучит ее знаменитый внутренний монолог, особенности передачи которого позволяют исследователям говорить, что Толстой предвосхитил один из самых изощренных приемов модернистской литературы XX в. — «поток сознания». Действительность видится ей злой и уродливой гримасой. Вся ее жизнь и все ее беды как будто освещены теперь ярким светом, и Анна видит цепь причин и следствий, приведших ее к катастрофе. Ее сознание замкнулось на себя, и она ни в чем не находит опоры. Приехав на станцию и вспомнив свой кошмар с взъерошенным мужиком и железом, героиня бросается под колеса поезда.

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. - М.: Олимп; ООО "Издательство АСТ", 1997

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4626