Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Толстой Л.Н.

"Анна Каренина": трагедия Анны Карениной. Трагедия как жанр

  • Статья
  • Еще по теме

Романы Толстого тесно связаны с литературными традициями прошлого. «Война и мир» воскрешает в памяти древний эпос и развивает в литературе нового времени этот жанр, который приобретает теперь черты романа-эпопеи. «Анна Каренина», на первый взгляд, связана с традициями семейно-бытового романа и в этом смысле созвучна как русской прозе XIX века, так и европейскому роману — прежде всего произведениям Бальзака и Флобера. Но есть и более глубокие традиции, роднящие роман «Анна Каренина» с древней трагедией. Этому аспекту и будет посвящена статья.

Трагизм романа ощущается сразу — им проникнут эпиграф: «Мне отмщение, и Аз воздам», Это цитата из Библии, которая сразу ставит историю Анны Карениной в один ряд с такими классическими трагедиями, как «Антигона» Софокла или «Ромео и Джульетта» Шекспира. Трагедия как жанр была известна со времен античности, а в литературе Нового времени получила особое значение в эпоху классицизма, став высоким жанром, отъединенным от житейской прозы.

Трагедия по природе своей всегда призвана отразить торжество духа человека. Герои ее вступают в борьбу с роковыми обстоятельствами, переживают глубокие страсти, ими движут понятия долга, чести, они не останавливаются даже перед угрозой смерти. Так страсть полностью владеет Клеопатрой из трагедии Шекспира «Антоний и Клеопатра», Федрой из одноименной пьесы Расина, долг ведет за собой героя трагедии Корнеля «Сид».

У Толстого конфликт также основан на трагической страсти героев, которая развивается несмотря ни на что, изначально являясь фатальной. Но в романе это чувство никак не связано с областью политики или государственных интересов, как в трагедии классицизма у Корнеля или Расина. Сюжет романа Толстого движется сквозь сугубо семейно-бытовые перипетии. Но это нисколько не облегчает для читателя вопроса о причинах трагической развязки. Чем она мотивирована? На этот вопрос исследователи творчества Толстого дают разные ответы.

«...Анна страдает и погибает не от внешних причин… но от самой страсти, от вселившегося в нее «злого духа», — так считает Б. Эйхенбаум. Иначе думает В.Г. Одиноков, который пишет, что Анна «избирает смерть перед угрозой неизбежной травли света». Э.Г. Бабаев переносит акцент на следствия страсти, говоря, что «страсть уводит Анну все дальше от того, к чему она стремилась. Трагедия Анны Карениной, как это ни странно, состоит именно в том, что все ее желания сбываются». Таковы основные мнения.

Столь разные суждения убеждают нас в том, что однозначного объяснения трагедии Анны Карениной просто не существует — и в этом Толстой не только продолжает, но и развивает черты древней трагедии. Там всепоглощающая страсть выводит человека за привычные границы и определяет его поведение. У Толстого страсть, как и в трагедии, — нечто совершенно особенное, выходящее за пределы привычного, но она не грандиозна, а по-человечески понятна и естественна. Анна не просто охвачена страстью, но хочет при этом человеческого тепла, радости, счастья. Вот почему ее любовь так тесно сопряжена с «тиной мелочей», с бытом обыденной жизни. Трагедия Анны Карениной, ее любовь не может быть объяснена только исходя из логики самого чувства, а вытекает из всей совокупности внешних по отношению к ней причин: поведение Вронского, мужа, отношение общества и т.д. В этом «сцеплении» причин и мотивов выступают и внутренние, одним из которых стало «уменьшение любви» Вронского. Житейское, пошлое в отношении героев как будто торопит наступление рокового финала, становящегося неотвратимым.

Впервые особенности трагедии как жанра были определены в «Поэтике» Аристотеля. Он использовал такие понятия и термины, которые сейчас вошли в теорию литературы как необходимые составляющие: это пафос (страсть), трагическая ошибка, перипетия, катарсис. Все они так или иначе могут быть соотнесены с романом «Анна Каренина», но использование этих традиционных элементов трагедии имеет у Толстого свои особенности.

Возьмем для примера вопрос о перипетиях. Перипетия (от греч. peripeteia — внезапный поворот) — резкая, неожиданная перемена в ходе действия и судьбе персонажа; обычно она служит подтверждением мысли о непредсказуемости и изменчивости судьбы и придает сюжету занимательность и динамику. В древнегреческой трагедии, как указывает Аристотель, сюжет основан на одной перипетии: это перелом «от несчастья к счастью или от счастья к несчастью». Такой перелом есть и в романе Толстого, но в романе-трагедии XIX века невозможно было ограничиться только одной перипетией, потребовалось несколько сюжетных поворотов, каждый из которых по-своему приближает трагический финал. При этом повороты от счастья к несчастью и обратно чередуются.

В произведении "Анна Каренина" трагедия Анны Карениной обозначилась еще в первой половине романа, когда муж и общество определили свое отношение к «преступной жене». У нее случаются порой «припадки ревности», которые охлаждают чувства Вронского, но здесь еще нет окончательности решения. Но уже тогда Анна осознает безысходность своей ситуации и начинает думать о смерти как избавлении. Если бы она умерла от родильной горячки, это можно было бы расценить как закономерный финал. Но Толстой «спасает» свою героиню. Для чего? Очевидно, чтобы вновь провести ее через весь круг выпавших на ее долю испытаний, которые все же заканчиваются смертью героини.

В середине романа "Анна Каренина" трагедия Анны Карениной будто бы отходит в сторону: возникает настоящая, в аристотелевском понимании, перипетия. Героиня чувствует себя «непростительно счастливою», она как будто забывает о всех своих проблемах и печалях. Но этот период ее жизни, связанный с путешествием за границу в Италию, заканчивается возвращением. А вместе с этим наступает следующая перипетия: в Петербурге Анну вновь охватывает раздражение, беспокойство, досада. Теперь под сомнение ставится само счастье, что звучит в разговоре с Долли, навестившей ее в именины Вронского в Воздвиженском. Наконец, в Москве негативные эмоции, которые накапливались все это время, полностью вытесняют положительные. Как видим, сюжет второй части романа сопровождается не резкими поворотами, а постепенным нарастанием внутреннего напряжения, которое и приводит к дальнейшему развитию. Но направление движения остается прежним: сложный и многообразный комплекс причин, внутренних и внешних мотивов ведет к единственно возможному разрешению — смерти героини.

Таким образом, сам сюжет как бы удваивает трагедию Анны Карениной, но не повторяет, а вносит некоторые изменения, которые призваны подчеркнуть неизменность самой трагической ситуации. Мотив желанной смерти превращается благодаря этому в мотив неотвратимой гибели. Второй круг испытаний героини помогает выявить особенность современной трагедийной ситуации, в которой происходит неразрывное сплетение разнообразных причин как внутренних (страсть), так и внешних (обыденная жизнь). И чем обыкновеннее становится трагическая ситуация, тем страшнее и неизбежнее кажется ее фатально гибельное разрешение. Неизбежность надвигается, отступая, и затем вновь нарастает, чтобы наконец осуществиться в трагическом финале.

Но можем ли мы сказать, что в романе "Анна Каренина" трагедия Анны Карениной вызывает у читателя катарсис? Свобода, обретенная Анной столь страшной ценой, — это расплата за «незаконное» счастье, обретенное вопреки всем общественным установлениям и моральным нормам. Авторская позиция — позиция моралиста, который, так глубоко и всесторонне показав внутренние мотивы поступков и переживаний героини, все же остается непреклонным в своем приговоре. И, быть может, это и есть главное отличие трагедии Толстого, впитавшей в себя древнюю традицию, но и существенно видоизменившей ее внутреннее содержание.

Источник: Аристова М.А. Доклады по литературе. 10 класс/ М.А. Аристова. - М.: "Экзамен", 2009

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8106