Анализ трилогии "Детство. Отрочество. Юность" Толстого (конспект лекции)
1. Замысел трилогии 2. Структура и характеристика произведения 1. Замысел трилогииОдним из первых литературных произведений Л.Н. Толстого (1828—1910) является автобиографическая трилогия "Детство. Отрочество. Юность". Это произведение выражает следующие идеи и замыслы автора: ✓ описание становления личности человека через изображение важнейших жизненных этапов развития - детства, отрочества, юности и молодости, но последняя не вошла в описание, и первое значительное произведение превратилось в трилогию; ✓ обозначение преобладающих черт и особенностей каждого из названных жизненных этапов, среди которых можно выделить следующие: • детство — теплота, верность чувству; • отрочество — скептицизм, сладострастие, самоуверенность, неопытность, начало тщеславия, гордость; • юность — красота чувства, развитие тщеславия и неуверенности в себе; • молодость - эклектизм в чувствах, самолюбие, понимание своей ценности, многосторонность, откровенность; ✓ искренность и глубокий психологизм; ✓ интерес к нравственной проблематике; ✓ выявление противоречий в развитии личности; ✓ внимание к духовному развитию и росту личности; ✓ использование собственной биографии. 2. Структура и характеристика произведенияТрилогия включает в себя три повести — "Детство", "Отрочество" и "Юность", которые скреплены одним героем и описанием становления и развития его личности. Первая повесть "Детство" имеет следующие особенности: ✓ героем является маленький мальчик Николенька Иртеньев, живущий в атмосфере патриархально-помещичьего быта; ✓ герой ведет радостное, безмятежное существование, ощущая любовь и заботу близких; ✓ в герое присутствует радостное чувство гармонии, согласие с самим собой; ✓ прослеживаются мельчайшие движения человеческой души и смена переживаний и чувств ребенка; ✓ используется описание бытовых событий - сцен игр, охоты, бала, занятий в классной комнате, смерти матери для раскрытия черт характера ребенка и условий формирования его личности; ✓ описываются те черты, которые формируются у ребенка, — искренность, доверие к миру, естественность поведения; ✓ многие описываемые эпизоды взяты из детства самого автора; ✓ пора детства раскрывается с максимальным обобщением, несмотря на автобиографичность произведения. Вторая повесть "Отрочество" имеет следующие особенности: ✓ продолжает многие мотивы первой части, но и существенно отличается от нее; ✓ у героя появляются такие качества личности, как аналитичность мышления, возникает потребность в философском осмыслении мира и поиске ответов на такие вопросы, как жизнь и смерть, душа и ее жизнь после смерти и т. п.; ✓ раскрывается новая фаза духовного развития ребенка, которая характеризуется следующим образом: • появляется новое представление о мире, которое заключается в более полном его сознании не только через себя и свою жизнь, но и через жизни других людей; • возникает понимание социального неравенства, причин существования богатых и бедных; • появляется представление и понимание того, что такое счастье и несчастье; ✓ растет разъединение подростка с окружающими его близкими людьми; ✓ происходит явственное осознание своего "я"; ✓ сюжет повести приобретает напряженность, не свойственную первой части, которая связана с душевным кризисом подростка, а не с внешними событиями, которых по-прежнему немного, и с преодолением этого душевного кризиса с помощью дружбы с Нехлюдовым, который выступает как носитель идеи внутреннего совершенствования. Третья повесть "Юность" имеет следующие особенности: ✓ повествует об укреплении у героя нового взгляда на жизнь, основой которого становится стремление к нравственному усовершенствованию; ✓ отражает трудности, с которыми сталкивается герой, двигаясь к своей цели, и среди них ключевыми являются: • разрушение детских и юношеских идеалов и мечтаний; • замена высоких представлений о жизни светским идеалом благовоспитанности; ✓ показывает через исповедь героя настойчивость его стремления к своей цели; ✓ рассказывает о тяготении героя к новым людям, разночинцам, которые обладают превосходством в жизненных знаниях, и обретение Иртеньевым связей с людьми является важной вехой в его личностном и нравственном росте, созревании; ✓ в последней главе, которая называется "Я проваливаюсь", рассказывает о крахе всех прежних моральных и философских идеалов и откровенном и честном признании героя в разочарованности прежними взглядами и образом жизни, но и это также является основой для дальнейшего нравственного и личностного развития и роста героя. Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 6634
| |