Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Толстой Л.Н.

Анализ трилогии "Детство. Отрочество. Юность" Толстого (конспект лекции)

  • Статья
  • Еще по теме

1. Замысел трилогии

2. Структура и характеристика произведения

1. Замысел трилогии

Одним из первых литературных произведений Л.Н. Толстого (1828—1910) является автобиографическая трилогия "Детство. Отрочество. Юность". Это произведение выражает следующие идеи и замыслы автора:

      описание становления личности человека через изображение важнейших жизненных этапов развития - детства, отрочества, юности и молодости, но последняя не вошла в описание, и первое значительное произведение превратилось в трилогию;

      обозначение преобладающих черт и особенностей каждого из названных жизненных этапов, среди которых можно выделить следующие:

•        детство — теплота, верность чувству;

•        отрочество — скептицизм, сладострастие, самоуверенность, неопытность, начало тщеславия, гордость;

•        юность — красота чувства, развитие тщеславия и неуверенности в себе;

•        молодость - эклектизм в чувствах, самолюбие, понимание своей ценности, многосторонность, откровенность;

      искренность и глубокий психологизм;

      интерес к нравственной проблематике;

      выявление противоречий в развитии личности;

      внимание к духовному развитию и росту личности;

      использование собственной биографии.

2. Структура и характеристика произведения

Трилогия включает в себя три повести — "Детство", "Отрочество" и "Юность", которые скреплены одним героем и описанием становления и развития его личности.

Первая повесть "Детство" имеет следующие особенности:

      героем является маленький мальчик Николенька Иртеньев, живущий в атмосфере патриархально-помещичьего быта;

      герой ведет радостное, безмятежное существование, ощущая любовь и заботу близких;

      в герое присутствует радостное чувство гармонии, согласие с самим собой;

      прослеживаются мельчайшие движения человеческой души и смена переживаний и чувств ребенка;

      используется описание бытовых событий - сцен игр, охоты, бала, занятий в классной комнате, смерти матери для раскрытия черт характера ребенка и условий формирования его личности;

      описываются те черты, которые формируются у ребенка, — искренность, доверие к миру, естественность поведения;

      многие описываемые эпизоды взяты из детства самого автора;

      пора детства раскрывается с максимальным обобщением, несмотря на автобиографичность произведения.

Вторая повесть "Отрочество" имеет следующие особенности:

      продолжает многие мотивы первой части, но и существенно отличается от нее;

      у героя появляются такие качества личности, как аналитичность мышления, возникает потребность в философском осмыслении мира и поиске ответов на такие вопросы, как жизнь и смерть, душа и ее жизнь после смерти и т. п.;

      раскрывается новая фаза духовного развития ребенка, которая характеризуется следующим образом:

•        появляется новое представление о мире, которое заключается в более полном его сознании не только через себя и свою жизнь, но и через жизни других людей;

•        возникает понимание социального неравенства, причин существования богатых и бедных;

•        появляется представление и понимание того, что такое счастье и несчастье;

      растет разъединение подростка с окружающими его близкими людьми;

      происходит явственное осознание своего "я";

      сюжет повести приобретает напряженность, не свойственную первой части, которая связана с душевным кризисом подростка, а не с внешними событиями, которых по-прежнему немного, и с преодолением этого душевного кризиса с помощью дружбы с Нехлюдовым, который выступает как носитель идеи внутреннего совершенствования.

Третья повесть "Юность" имеет следующие особенности:

      повествует об укреплении у героя нового взгляда на жизнь, основой которого становится стремление к нравственному усовершенствованию;

      отражает трудности, с которыми сталкивается герой, двигаясь к своей цели, и среди них ключевыми являются:

•        разрушение детских и юношеских идеалов и мечтаний;

•        замена высоких представлений о жизни светским идеалом благовоспитанности;

      показывает через исповедь героя настойчивость его стремления к своей цели;

      рассказывает о тяготении героя к новым людям, разночинцам, которые обладают превосходством в жизненных знаниях, и обретение Иртеньевым связей с людьми является важной вехой в его личностном и нравственном росте, созревании;

      в последней главе, которая называется "Я проваливаюсь", рассказывает о крахе всех прежних моральных и философских идеалов и откровенном и честном признании героя в разочарованности прежними взглядами и образом жизни, но и это также является основой для дальнейшего нравственного и личностного развития и роста героя.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
7
Рассказать друзьям:
Просмотров: 6120