Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Тютчев Ф.И.

Подробная творческая биография Тютчева Федора Ивановича

  • Статья
  • Еще по теме

Ф.И. Тютчев в русской поэзии есть явление неповторимое, несравненное и единственное. Он написал всего около 390 стихотворений, небольших по объёму, и не все они отмечены печатью его гения. Те же, которых коснулось крыло божества, крыло космического совершенства, являют нам картину такой чистой вселенской гармонии, такого единства человеческой души и природы, согласных движений духа и мира, что равных этим тютчевским стихам с их грозами и молниями, с еле заметным колыханием листка и неуловимой поступью любви, с весенними очищающими ливнями и потоками слёз, исторгнутыми из страдающего сердца, в русской поэзии нет.

Тютчев — поэт мысли. Так сказал о нём А.А. Фет, так думали о нём величайшие писатели России. В этом — «поэт мысли» — и заключено своеобразие тютчевского гения. Он был признан всеми. Величину поэтического дара Тютчева признавали литераторы противоположных эстетических взглядов. Пушкин ввёл его в литературу, Тургенев способствовал публикации первого сборника, Некрасов написал о нём самую большую и серьёзную статью (а ведь менее близкого к Тютчеву по характеру поэтического таланта автора, чем Некрасов, трудно себе представить), Чернышевский просил прислать тютчевские стихи, будучи узником Петропавловской крепости, хотя его собственный трактат «Эстетические отношения искусства к действительности» просто вычёркивает такого поэта, как Тютчев, из литературы. Но «такого, как» — не было. Был Тютчев. Белинский, Добролюбов — все революционно-демократические литераторы, чьи художественные вкусы требовали совсем иного, склонились перед тютчевской мощью поэта-мыслителя. Самыми энергичными популяризаторами поэзии этого странного, немыслимого поэта были Н.А. Некрасов и И.С. Тургенев. Много позднее Лев Толстой вспоминал: «Когда-то Тургенев, Некрасов и компания едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато когда я прочёл, то просто обмер от величины его творческого таланта».

Род Тютчева очень древний. «Русский посол Захарий Тютрин» воспет в народной сказке «Про Мамая безбожного», повествующей о храбром поступке «хитрого мужа» Захария Тютрина, посланного в Орду Дмитрием Донским, отвергнувшего требования Мамая увеличить дань и вдобавок разорвавшего в клочки ханскую грамоту, оскорбительную для своего князя.

Дипломатическое поприще ждало и потомка «хитрого мужа» Захария. Дипломата, равного предку, из Фёдора Тютчева не вышло, зато вышел поэт — и какой! Как же это произошло?

Детские и юношеские годы. Романтизм и идеалы

Отец Фёдора, орловский дворянин Иван Тютчев, женился на Е. Л. Толстой, сироте, воспитаннице тётки — графини А.В. Остерман из влиятельнейшей фамилии царедворцев. «Феденька» рос всеобщим баловнем и любимцем. С малых лет он находился под надзором дядьки Николая Хлопова, как Денис Иванович Фонвизин — под крылом дядьки Шумилова, а Пушкин — под опекой няни Арины Родионовны. Влияние Николая Афанасьевича Хлопова на характер его питомца было сильным. Достаточно сказать, что, когда Тютчев уезжал в свою первую дипломатическую командировку в Германию, рядом с ним, как Савельич рядом с Петрушей Гринёвым в «Капитанской дочке» Пушкина, сидел дядька Николай.

Детство Тютчева протекало в Овстуге, и картины русской природы навеки запечатлелись в его душе как «призрак его детских грёз», призрак «забытого, загадочного счастья» (К.В. Пигарёв. Тютчев и его время). Наступление французов застало Тютчевых в московском доме в Армянском переулке (зодчий М.Ф. Казаков). Спешный отъезд в Ярославль, пожар Москвы, война — все эти события нашли отклик в стихотворениях «Наполеон» (1849—1850) и «Неман» (1853).

Очень большую роль в судьбе Тютчева, в том, что он стал поэтом, и поэтом несравненным, сыграл его домашний учитель, Семён Егорович Амфитеатров (псевдоним — Раич). Он сам был молодым поэтом, когда был приглашён готовить к университету 10-летнего Тютчева. Раич был знаток античной классики, поклонник Г.Р. Державина и И.И. Дмитриева. По свидетельству Раича, Тютчев переводил оды Горация в 13 лет.

В это же время (1816—1817) юноша записался вольнослушателем в Московский университет на курс теории словесности известного поэта и критика А. Ф. Мерзлякова, перу которого принадлежат слова известного романса «Среди долины ровныя…». Первое стихотворение Тютчева Мерзляков сам прочитал в Обществе любителей российской словесности в 1818 году. Это было стихотворение «Вельможа (Подражание Горацию)». «Вельможа» — эклектическое произведение, в котором можно разглядеть перефразированные строки Горация, Ломоносова, Державина, Карамзина, Мерзлякова. Однако Общество присвоило юноше звание «сотрудника». В 1819 году было написано второе стихотворение Тютчева — «Послание Горация к Меценату, в котором приглашает его к сельскому обеду» — весьма вольное и самостоятельное подражание 29-й оде из 3-й книги од.

Главная тема обоих стихотворений — течение времени, неподвластное человеку, и непознаваемость мира. Известно изречение «Нельзя дважды войти в одну реку». Оно приписывается Горацию, хотя это латинская пословица. Река у Горация — метафора времени. Многие русские поэты возвращались к этому образу времени у Горация. Сравните с последним стихотворением Г.Р. Державина.

Река времён в своём стремленьи

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остаётся

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрётся

И общей не уйдёт судьбы.

То же у Тютчева. Но воды «реки» Тютчева «сапфирны», они сверкают «светом солнца золотого» и переливаются, блестят «сребром зыбей». Всё это напоминает многоцветье более раннего державинского стиха.

Университет. Первые публикации и мировоззрение

В 1819 году «Труды» Общества любителей российской словесности публикуют стихотворение Тютчева «Послание Горация к Меценату». В том же году он принят в Московский университет. К этому времени 16-летний юноша владеет, кроме прекрасного русского, французским, итальянским языками, а немецкий и английский он блестяще усвоит в университете. В университете Тютчев находит единственного друга — Михаила Петровича Погодина, будущего издателя, критика, общественного деятеля.

Студенческие годы поэта пришлись на мрачное время аракчеевщины. Исследователь творчества Тютчева, правнук поэта К.В. Пигарёв пишет об этом так: «…Фанатизм и изуверство претили как будущему ревнителю формулы “православие, самодержавие, народность” Погодину, так и будущему певцу славянофильства Тютчеву. <…> Дома Тютчев воспитывался в “страхе Божьем” и преданности престолу». Он заключает, что эти основы политических взглядов поэта всю его жизнь оставались неизменны.

Ода А. С. Пушкина «Вольность» (1817) вызвала стихотворный ответ Тютчева «К оде Пушкина на вольность» (1820). Это обращение к поэту:

Воспой и силой сладкогласья

Разнежь, растрогай, преврати

Друзей холодных самовластья

В друзей добра и красоты!

Политическая позиция молодого Тютчева была просветительской, весьма мягкой, а его религиозность отнюдь не фанатичной. Он радовался легкомысленным, едким и безбожным строкам вольтеровской «Орлеанской девственницы» и «Генриады» (поэме, написанной в честь Генриха IV).Но восхищение Вольтером вскоре сменилось преклонением перед более серьёзным для юного Тютчева божеством — Шиллером. Одна из главных тем тютчевской мыслительной лирики и лирической мысли связана с идеей Шиллера о том, что красота есть источник истины (стихотворение «Урания», 1820).

На год раньше срока, в 1821 году Тютчев выходит из университета со степенью кандидата. На службу в Государственную коллегию иностранных дел, из Москвы в Петербург, Фёдор Иванович едет в сопровождении отца и дядьки Николая.

Дипломатическая служба. За границей и на родине

Вместе с графом А.И. Остерман-Толстым, родственником, и старым дядькой Хлоповым в 1822 году через Москву молодой дипломат выезжает в Мюнхен. В Германии, Италии, Греции, возвращаясь на родину лишь на короткое время в отпуск, он проводит 22 года. Россия 1825 года производит на Тютчева тяжёлое впечатление: «В России канцелярия и казарма», «Всё движется около кнута и чина» — вот его отзывы об аракчеевщине. Настроенный против крепостничества, поэт не приемлет мысли о революции. Вот его стихотворение «14 декабря 1825 года» (написано в Германии в 1826 или 1827 году после известия о приговоре декабристам).

Центральной идеей политического мировоззрения Тютчева постепенно становится идея панславизма — единения (и политического, и территориального, и государственного) всех славян «под крылом» России как центра православия. Отсюда его неприятие католичества, «отнявшего» у славянского единства западных славян Польшу и Чехию, отсюда политические мечты об объединении славянского мира с центром в Византии (Константинополе).

К годам в Германии относится и первая любовь поэта — к красавице Амалии Лерхенфельд, любовь, перешедшая в прочную дружбу. Около 1830 года по воспоминаниям этой любви было написано стихотворение «Я помню время золотое…». В Германии же поэт в первый раз женился, его избранницей стала Элеонора Петерсон, урождённая графиня Ботмер. Не менее важной для поэтической судьбы Ф. И. Тютчева было его знакомство с поэтом Генрихом Гейне (1797—1856), крупнейшим немецким романтиком, и известнейшим философом-идеалистом Фридрихом Шеллингом (1795—1854). Переводы Гейне занимают внимание и время Тютчева, его творчество оказывает на русского поэта сильнейшее влияние. Идеалистическая философская система Шеллинга, познаваемая Тютчевым в беседах при частых встречах, глубоко проникает в сознание поэта и формирует его поэтический мыслительный мир.

Краткий приезд в Россию в 1830 году принёс столь сильные впечатления, что вызвал к жизни несколько прекраснейших стихотворений: «Двум сёстрам», «Сей день, я помню, для меня…», «Осенний вечер», «Листья». Всего 128 из 390 стихотворений Тютчева относятся к его пребыванию в Германии. Странный и несчастный случай, когда поэт в сумерках, разбирая как-то вечером свои бумаги, уничтожил «целый ворох» стихов и заметил это гораздо позже, лишил нас многих тютчевских шедевров. Но и оставшихся довольно, чтобы поставить поэта в первый ряд русских стихотворцев. Это «пейзажи в стихах» (как назвал их Некрасов) — «Утро в горах», «Снежные горы», «Песок сыпучий по колени»; это шедевры «Весенняя гроза», «Весенние воды», «В душном воздухе молчанье…»; это философские стихи о природе — «Не то, что мните вы, природа…», «О чём ты воешь, ветр ночной?», «Весна»; это и размышления о роли человека в истории — «Цицерон», «Бессонница», «Как птичка раннею зарёй…»; это глубочайшие прозрения — поэтические исповеди «Ты зрел его в кругу большого света…», «Silentium!», «Как над горячею золой…», «Душа моя — Элизиум теней…»; это несравненные образцы любовной лирики — «Нет, моего к тебе пристрастья…», «Люблю глаза твои, мой друг…», «Я помню время золотое…» и другие.

Первые стихотворения Тютчева были напечатаны в конце 1836 года в «Современнике». Второй этап «открытия» Тютчева русским читателем связан с его пребыванием в России. С литературной средой на родине поэт был знаком слабо, к публикациям своих произведений относился скромно и сдержанно. В конце 1830-х годов Тютчев потерял жену, обвенчался с баронессой Элеонорой Дёрнберг, направил в Россию прошение об отпуске, получил его и — не вернулся больше на службу. «Неприбытие из отпуска» привело к исключению его из списков чиновников министерства и лишению звания камергера. Дипломатическая карьера была кончена.

В России

В сентябре 1844 года Тютчев снова на родине, в Петербурге, где его воспринимают как «льва сезона» (П.А. Вяземский). В России деятельность поэта начинается с политической публицистики, в которой он продвигает идею о России как «ковчеге спасения» или «святом ковчеге», который один только может спасти Европу от революции. События 1848 года во Франции привели его к убеждению, что в мире есть только две силы — «Россия» и «Революция» и борьба этих сил составляет существо исторического процесса. «Революция» — дитя западного мира, западной культуры, преувеличивающей значение человеческой личности с её «правами», дитя католичества. Россия же должна противостоять Западу, объединяя славянство.

Ко времени тютчевской публицистики относится его стихотворение «Русская география», в котором границы «России будущего» простираются «От Нила до Невы, от Эльбы до Китая, / От Волги до Евфрат, от Ганга до Дуная…», а тремя заветными столицами этого государства оказываются «Москва и град Петров и Константинов град». (Заметим, что «град Петров» — вовсе не Петербург, а Рим с собором Св. Петра.) При этом за 9 лет, с 1841 по 1849 год, не было опубликовано ни единого стихотворения. Этот период истории русской литературы вообще оказался критическим для поэзии. Гении Пушкина и Лермонтова погасли. Ушли из жизни Полежаев, А. Одоевский, Баратынский, Языков, Д. Давыдов. Молодые поэты Некрасов, Майков, Фет, Плещеев, Полонский, Ап. Григорьев ещё не завоевали популярности. В. Г. Белинский — влиятельнейший критик — в последние годы жизни так повысил требования к поэзии ориентацией на ушедших гениев, прибавив к требованию поэтической гениальности (не меньше!) требование «дельности», т. е. отражения насущных проблем современности, что стал выражать даже мнение о том, что будущее литературы и признак её зрелости — это проза, а вовсе не поэзия, что поэзия вообще изжила себя. Со страниц крупнейших журналов — «Современник», «Отечественные записки» и др. — поэтические произведения в результате исчезают.

В издании первого тютчевского сборника в 1854 году сыграли роль два главных обстоятельства: статья Н.А. Некрасова «Русские второстепенные поэты» и помощь И.С. Тургенева. Статья Некрасова («Современник», январь 1850) открывается словами: «Стихов нет». Но в подтверждение того, что поэзия есть, приводятся те самые стихотворения Тютчева, которые были опубликованы в «Современнике» 1836 года с лёгкой руки Пушкина. Некрасов восхищён Тютчевым-поэтом, чья самая сильная сторона — «живое, грациозное, пластически-верное» изображение природы, умение открыть «самые тонкие, неуловимые черты и оттенки её» — «пейзажи в стихах». Некрасов выделяет и другие «типы» стихотворений Тютчева: «те, в которых к мастерской картине природы присоединяется мысль» («Весна», «Как океан объемлет шар земной» и пр.); те, которые несут «лёгкий, едва заметный оттенок иронии» («С какою негою, с какой тоской влюблённой…»; «И гроб опущен уж в могилу…» — те стихи, что напоминают Некрасову Гейне); наконец, те, «в которых преобладает мысль», — «Как птичка раннею зарёй…», «Как над горячею золой…», «Silentium!» и другие. Некрасов подчеркнул, что назвал свою статью «Второстепенные русские поэты» не по данному им таланту, а по мере их известности.

Однако и такой проницательный и доброжелательный критик, как Н.А. Некрасов, упустил из виду более глубокие темы тютчевской поэзии. Это тема одиночества человека среди природы: слиянность с ней и одновременная отъединённость. Природа вечно возобновляется, она вечно молода, а человек, её дитя, часть и восхищённый созерцатель, смертен, обречён тлению. Кроме того, есть в поэзии Тютчева и иные темы. Такова тема хаоса, бурлящего под прекрасным покровом вечно сияющего лика природы. Этот хаос есть и в человеке: отсюда тоска, страдание, беспокойство. Поэт бесконечно чувствителен к ритмам времени. Тяжёлая, страшная общественная жизнь не только России, но и Европы: революционные вихри, войны, гибель людей, несправедливость и гнёт — всё это подспудно нарушает гармонию сущего. И всё это может не изображаться, но отображаться в высокой поэзии — ритмом, звуком, настроением.

Так или иначе, к авторитетному мнению Некрасова прислушались. И. С. Тургенев же «уговорил» Тютчева на издание его стихотворений в виде особой книги — приложения к выпуску «Современника», стал его издателем и редактором, снабдил книгу собственным предисловием «Несколько слов о стихотворениях Ф.И. Тютчева». Он характеризует талант Тютчева как чисто лирический, говорит, что каждое стихотворение его порождено мыслью, но мыслью, облечённой в художественный образ. Язык поэта, по мнению Тургенева, отличается смелостью и «почти пушкинской красотой своих оборотов». В 1864 году книга вышла.

Серьёзный взгляд на поэзию другого поэта, более близкого к Тютчеву по поэтическому методу и взгляду на мир, чем Н.А. Некрасов и даже И.С. Тургенев, — взгляд А. А. Фета выражен в его статье «О стихотворениях Тютчева» («Русское слово»). Фет направляет свою критику против революционеров-демократов и их эстетических принципов. Главное для поэта — «чистое искусство». В статье о Тютчеве, рассматривая его творчество, он ищет ответы на два вопроса: «Что такое поэзия?» и «Каково главное качество поэта?»  Фет называет Тютчева «полным, самобытным, а потому причудливым и даже капризным… властелином» именно поэтической мысли. Его основные достоинства — «зоркость» — видение тончайших оттенков, а ещё — сочетание «лирической смелости», даже «дерзновенной отваги» со строжайшим чувством меры.

В заключение этого рассуждения о поэтической мысли посмотрим, каким образом можно найти способ «соизмерить» величину поэтического дара. Применил этот метод Н.А. Добролюбов в статье «Тёмное царство» (опубликована в 1859 году сразу же после выхода в свет статьи Фета о Тютчеве). «Например, — пишет Добролюбов,— у г. Фета есть талант и у г. Тютчева есть талант: как определить их относительное значение? Без сомнения, рассмотрением сферы, доступной каждому из них. Тогда и окажется, что талант одного способен во всей силе проявиться только в уловлении мимолётных впечатлений от тихих явлений природы; а другому доступна, кроме того, — и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни». Конечно, первым описан тут талант А. А. Фета, а вторым — более сильным — назван талант Ф.И. Тютчева. Однако не забудем, что статья Добролюбова написана «по горячим следам» нападок А. А. Фета на эстетические принципы революционных демократов в статье о Тютчеве, так что его суждения нужно воспринимать не слишком прямолинейно.

В 1850 году Тютчев влюбился. Влюбился при живой жене в подругу дочери Анны. Елена Денисьева, сирота, жила на попечении своей тётки, инспектрисы Смольного института, в котором учились дочери Тютчева. Елена, девушка красивая, образованная, блиставшая в обществе, ответила поэту, который, по свидетельствам современников, ещё пять лет назад, приехав в Россию, выглядел «старичком», такой страстью, что смирилась с общественным осуждением, «позором», родила поэту трёх детей. Умерла она совсем молодой. Этой последней любви мы обязаны стихами, которые по чистоте, глубине и печали стоят в одном ряду с лучшими, когда-либо созданными на русском языке.

Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. - М.: Дрофа, 2018

Понравился материал?
7
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4839