Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Салтыков-Щедрин М.Е.

Сочинение: Анализ сказки Салтыкова-Щедрина "Дурак"

  • Статья
  • Еще по теме

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин выработал свой оригинальный литературный стиль, который не сразу и не просто дается читателю. Стиль Щедрина — явление сложное: в нем слышатся различные тона и оттенки смеха — от резкого негодования до мягкого юмора. Наибольшей симпатией пользовалась у писателя ирония — тонкая, скрытая насмешка, облеченная в форму похвалы и лести. Она особенно ощутима в «Сказках».

Издевательское высмеивание слабостей и пороков русского общества не было для Щедрина самоцелью: он стремился поставить «социальный диагноз», дать «художественное разъяснение», исследовать те социальные и нравственные процессы, которые казались сатирику отрицательными в своей основе. Но это был анализ особый, опирающийся на богатую фантазию автора, присущий сатире эзоповский язык, художественную гиперболу и, конечно, фольклорные образы. За творческой оригинальностью стояла многовековая традиция народной «смеховой» культуры, близкая и понятная Салтыкову-Щедрину. Об этой близости говорит, в частности, сказка «Дурак».

Нам с детских лет памятен Иванушка-дурачок, любимый герой русских народных сказок. Из любых испытаний он выходит с честью, проявив и храбрость, и смекалку, и находчивость, и самый настоящий ум. В конце концов он добивается того, что было не под силу его «умным» соперникам. Так почему же он все-таки дурак?

Можно, конечно, сказать, что определение «дурак» фольклорно-поэтическая традиция применяет к герою «несерьезно», с иронической целью, как бы дразня тех, кто считает себя умником, не будучи им. Но дело не только в иронии. Дураку, как говорится, закон не писан. Его простоватость и беспечность — проявление непосредственности, искренности, детскости, которые с годами у большинства людей утрачиваются. Ребенок невинен не только потому, что он еще никому не сделал сознательно зла, а потому, что он воспринимает мир добрым, в его изначальной гармонии, где нет места хитрости, изворотливости, подлости. Дурак — это большой ребенок. Вступая во взрослую жизнь, он сохраняет детский взгляд на вещи, живет по естественным законам, т. е. по совести и правде: добро называет добром, а зло — злом, не притворяется и не лжет. Салтыкову-Щедрину важен такой необычный образ, чтобы нагляднее показать внутреннюю ненормальность привычно-нормальной действительности. Этот прием, называемый остраннением (от слова «странно»), активно используется в разоблачительной литературе. Простодушный у Вольтера, юродивый в трагедии Пушкина «Борис Годунов», «идиот» в романе Достоевского — все это разновидности Иванушки-дурачка.

Итак, что же представляет собой щедринский дурак? У него от рождения никаких «подлых мыслей» не было и даже пор таких не существовало в организме, через которые подлая мысль могла бы заползти. «Сама природа ему это не дала», —п ишет сатирик. Его отличали отзывчивость и доброе сердце: никого и ничего не боялся. Случится в городе пожар — первый идет в огонь, услышит о каком-нибудь трудном больном — садится к его изголовью и прислуживает. А самое главное — не может к подлости других приспособиться. «К которому делу с подходцем бы подойти, а он на него прямиком лезет, которое слово совсем бы позабыть надо, а он его-то и ляпнет». Не понимал Иванушка, как ни бились учителя и родители, новейших наук: истории, юриспруденции, науки о накоплении и распределении богатств, не знал и не хотел знать, что такое собственность и почему для голодного нельзя взять в булочной булку. За все это и прозвали героя «круглым дураком».

И все же точками соприкосновения с фольклорной традицией образ Иванушки не исчерпывается. Используя традиционные образы и сюжеты, писатель-сатирик вкладывает в «Сказки» свою концепцию, по-своему отвечает на запросы современной ему действительности. Так, если жизненный идеал фольклорного дурака не поднимался выше мужицких представлений о счастье как безбедном и независимом существовании, то своему дураку Щедрин придал черты героя-правдоискателя, народного заступника, «печальника», «фаталистически» склонного к самопожертвованию. В финале сказки мы видим Иванушку возвратившимся из долгих странствий, бледного, худого, измученного. «Где он скитался? что видел? понял или не понял? — никто ничего дознаться от него не мог». Вернувшись домой, дурак замолчал. Можно только предполагать, что странствия по нищей и обездоленной Руси были для героя малоутешительными.

Время в сказке «Дурак», как и в остальных щедринских сказках, воссоздается на пересечении сказочной вечности и социально-политической злобы дня, на быстрых переходах от стародавней поры («В старые годы, при царе Горохе это было...») к 80-м годам XIX века.

Это был последний период жизни и творчества великого писателя. Если рассматривать его сатиру в эволюции, то можно заметить постепенное нарастание в ней элементов трагизма. Но чувствуется и другое: понятия ум, совесть, стыд, правда, история на всех этапах творческого пути были для писателя опорными. Не случайно в тексте «Сказок» они написаны с большой буквы.

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 266