Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Сочинение: Вольнолюбивая лирика Пушкина

  • Статья
  • Еще по теме

Значение Пушкина неизмеримо велико. Он не просто ве­личайший русский поэт, он явление историческое, исток рус­ской литературы. Пушкин, по словам Белинского, принадле­жит к вечно живущим и движущимся явлениям, для которых смерть не точка в конце пути, а новый этап развития в созна­нии общества. Поэтому у каждого времени, у каждого возраста свой Пушкин.

Пушкинская поэзия, как и человек, проходила несколько возрастов, и у каждого были свои особенности. Но над каждым из них всегда сияла одна звезда, «звезда пленительного сча­стья» — Свобода. А.С. Пушкин писал:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу...

Понятие «свобода», абсолютно принимаемое им как отсут­ствие подчинения, рабства, соглядатайства, корректировалось, дополнялось и углублялось в течение жизни.

Неугасимый пламень стремления к свободе вспыхнул в сердце Александра Пушкина еще в Лицее под влиянием лек­ций о естественном праве профессора Куницына, послушать которого приезжали многие будущие декабристы; Пушкина воодушевляло знакомство с историей Древнего мира. И «краеугольный камень» был заложен: «Свободой Рим возрос, а раб­ством погублен», — восклицает юный поэт в стихотворении «Лицинию», проецируя ситуацию на крепостное право в Рос­сии.

Отечественная война 1812 года подняла на высокую сту­пень народное самосознание, а победа питала надежды на скорые перемены, которым не суждено было исполниться. Народ избавил родину от тирана, но его продолжали тиранить господа:

Увы! куда ни брошу взор —

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы, —

писал Пушкин в оде «Вольность». Позже он назовет ее «дет­ской», потому что считал тогда, что свобода возможна в мо­нархическом государстве, если царь и народ строго соблюдают законы. Ненависть, погибель и смерть — вот удел «самовла­стительного злодея», нарушившего их.

Пушкин, близко сошедшийся с будущими декабристами, а также с радикально мыслящим Чаадаевым, «русским Брутом», нетерпеливо ждет «минуты вольности святой» «под гнетом власти роковой», и верит, что крах абсолютизма и крепостни­чества неизбежен:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья, 

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Полемизируя с Карамзиным, поэт считает, что удалив­шись от дел, поселившись в деревне, не обретешь душевного спокойствия, наблюдая, как «рабство тощее влачится по браздам», «покорствуя бичам» неумолимых владельцев, дикого барства. Стихотворение «Деревня» — не только описание ужасов крепостного права, но и горячая надежда на освобождение крестьян:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Но надежды напрасны, «кочующий деспот», царь Алек­сандр I, только «вещает и обещает» свободу, «рассказывает сказки», а «народ безмолвствует». И все же лира юного певца по-прежнему поет свободу, «не изменилась до конца». В сти­хотворении «Андрей Шенье» он вновь обращается к «священ­ной свободе», гордится тем, что «не поник главой послушной» перед позором века, а своим стихом, как бичом, казнил «палачей самодержавных». Недаром наиболее сильные строки из этого стихотворения с надписью «На 14 декабря» распростра­нялись в списках после декабрьского восстания.

Пушкина не было в числе восставших, он находился в «заточении» Михайловского, но душой и помыслами был с ними. Жестокая расправа над декабристами тяжело восприни­малась поэтом, он размышлял над причинами неудачи как историк, философ, художник. Так появилось иносказательное стихотворение «Арион» — раздумье над судьбой движения и над своей собственной. Поэт не отрекается от своего предназна­чения — петь свободу. «Я гимны прежние пою», — заявляет он.

Смелость, с которой Пушкин высказывает мысль о верно­сти прежним идеалам, видна и в стихотворении «Во глубине сибирских руд». Он надеется, что скорбный труд декабристов, их дело, высокое стремленье дум не пропадут понапрасну. Свобода, та самая «звезда пленительного счастья», разрушит темницы и оковы.

Чтобы это свершилось, Пушкин старается призвать «ми­лость к падшим» сильных мира сего, царя Николая I, но тот остается глух и нем, у него нет сердца, а без сердца не может быть героя, без него он — тиран. К такому выводу приходит поэт в более поздних стихах.

Восславляя свободу в жестокий век, пробуждая добрые чувства в народе, Александр Сергеевич Пушкин воздвиг себе памятник выше царского величия, непокорной главой возне­сясь выше Александрийского столпа. Вослед ему «тайную свободу» пели многие поэты, ведь истинный поэт живет и после смерти. Его звезда продолжает светить.

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 52