Сочинение: "Тебя, как первую любовь..." (значение творчества Пушкина)
Пушкин... Это имя приходит к нам в раннем детстве со строчками «У лукоморья дуб зеленый...», с царем Салтаном и Царевной-Лебедь, с Русланом и Людмилой — делами «давно минувших дней», преданьями «старины глубокой». Мы завороженно слушаем плавно и свободно текущую речь, не отделяя себя от сказочных событий, целиком растворяясь в них. Кажется, сказка рождается у тебя на глазах из бабушкиного клубка, из быстрого мелькания спиц. И только позже мы узнаем, что у истоков сказок стояли такие же бабушки, как твоя, как няня Пушкина Арина Родионовна, «добрая подружка», «подруга дней суровых», любящая и преданная. И от этой бытовой детали поэт делается ближе, а интерес к его жизни и творчеству обостряется. Мы узнаем его по портретам, рисункам, и нас удивляет, но мало беспокоит то, что этот замечательный, такой домашний и наш Пушкин — «потомок негров безобразный», напротив, нам он кажется красивым, а его детские проделки приводят в восторг. Мы восхищаемся его ранними поэтическими опытами, завидуем лицейской дружбе — ведь мы тоже школьники. Нам хочется так же сказать: Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Вместе с Пушкиным мы открывали историю своей Родины с войны 1812 года, когда мимо Лицея «текла за ратью рать», и завидовали идущим на смерть, и радовались победе русского оружия, русского духа. А потом собирались вместе с будущими декабристами, чтобы послушать пушкинские призывы: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Пушкин не только открывал нам историю, но, как ни странно, и географию. Только грустную географию, связанную с ссылкой. Мы мчались с ним вместе через всю Россию в Бессарабию, в Одессу, и жизнь, и встречи, и разлуки мелькали калейдоскопом. Цыгане, разбойники, узники, друзья, враги, любимые женщины — все замерли на века в его рукописях и рисунках. Нет, не замерли, а обрели жизнь вечную, «доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит». Пушкин этого периода продолжает пленять нас своей независимостью, «шалостями и проказами», ядовитейшими эпиграммами, неукротимым свободолюбием героев поэм. «В леса, в пустыни молчаливы» новой ссылки перенес поэт «и блеск, и тень, и говор волн». Здесь, в уединении Михайловского, в его рощах и полях, рядом с няней обретает он покой и ощущение родины и народа, здесь он чувствует дыхание истории. Так накануне восстания декабристов рождается «Борис Годунов» и пророчество: «Народ безмолвствует». «В глуши, во мраке заточенья» долго тянутся дни, но и в них бывают «чудные мгновенья». Кто вслед за Пушкиным не повторял: «Я помню чудное мгновенье...» Конец 1825 и начало 1826 годов — время тревог и волнений. Пятеро заговорщиков повешены, судьба остальных ужасна. Виселица на многих пушкинских черновиках. Размышляя, он мужает на глазах, утверждаясь в своем, собственном взгляде на мир, ставя свои задачи: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Пушкин не отрекается от прежних идеалов, так же верен дружбе и ссыльным товарищам, так же ненавидит тиранию и «неумолимых владык», пытаясь все же пробудить их снисходительность, «милость к падшим». Но, живой, он думает о жизни, о любви, ничто человеческое ему не чуждо: Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит, Я не хочу печалить вас ничем. Эти стихи-прощание ближе зрелости, чем юности. Теперь перед ним его Мадонна, его жена, «чистейшей прелести чистейший образец». Такой она была для Пушкина, и не нам судить ее. Болдинская осень поэта всем хорошо знакома. Природа, одиночество, творчество-работа. И какая! «Маленькие трагедии», «Евгений Онегин», «Повести Белкина». Видимо, у Пушкина был в руках «магический кристалл», который позволил ему увидеть и понять гений и безумство Моцарта и Сальери; москвича в Гарольдовом плаще Онегина; Татьяну Ларину с русскою душою; трагедию Ленского, поэта-романтика, и «маленького человека» — станционного смотрителя Самсона Вырина. Болдинская осень — шквал, обрушившийся на нас, продвинувший вперед всю русскую литературу. Если истинно русские писатели «вышли из «Шинели» Гоголя, то Гоголь — с маленькой станции, описанной Пушкиным. Потому что Пушкин — это исток, с него началась русская литература, русский литературный язык, для этого он был рожден. В. Шкловский когда-то написал: «Александр Пушкин создан Россией для осознания себя». Мы — часть России, поэтому с Пушкиным мы осознаем себя. «У нас ведь все от Пушкина», — говорил Достоевский. Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1163
| |