Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Пушкин о русском народе, Пушкин - национальный поэт

  • Статья
  • Еще по теме

Широкий и острый интерес, постоянное внимание Пушкина к узловым национально-историческим проблемам русской жизни его эпохи отражены в стихотворениях «Клеветникам России», «Бородинская годовщина» (1831) и других его откликах 30-х годов на события войны 1812 года («Перед гробницею святой...» (1831), «Полководец» (1835), «Художнику» (1836), и др.), в стихотворениях, посвященных осужденным декабристам («Арион», 1827, «Послание в Сибирь», 1827), и других произведениях 30-х годов. Все эти произведения, более того — свое творчество в целом — поэт неизменно связывал с миссией национального поэта, идеей патриотического служения народу в его настоящем и будущем («Пророк», 1826, «Памятник», 1836).

Защита каждого человека — не только свободного, но и «раба», направленная против жестокости и бездушия властителей («Анчар», 1828), исповедь просвещения и гуманности, мужественного поведения перед лицом верховной власти («Стансы», 1826, «Друзьям», 1828), призыв к милости «падшим», духовная свобода и независимость, равнодушие к «суду глупца» — все это входило в пушкинское понимание миссии национально-народного поэта. Важно еще раз напомнить, что и в самом народе Пушкин проводил разделительную черту между тем, что делало народ в повседневном его существовании "рабом нужды, забот", и национально-историческим его призванием.
В этом смысле, вопреки широко распространенному представлению, между поэтом и народом в понимании Пушкина можно усмотреть не столько противоположность, сколько известный параллелизм: поэт в часы обыденной жизни, когда его не призывает Аполлон, мог оставаться, по Пушкину, «всех ничтожней» «меж детей ничтожных мира». Но в часы вдохновения его долг — обрести свой истинный голос, родственный силам природы и ее животворящим стихиям. Так и народ — в своей будничной, повседневной жизни «поденщик, раб нужды, забот» (для которого в эти часы «печной горшок »был «дороже» мраморного изваяния бога поэзии) — в своем высоком, национально-историческом облике, открывающемся в решающие, роковые минуты истории России и человечества, обретал черты могучей и величественной исторической силы, основы всей национальной жизни и культуры. В знаменитом своем письме к А. П. Пыпину от 2 апреля 1871 года по поводу «Истории одного города» М. Е. Салтыков впоследствии отчетливо разграничил обе эти исторические грани, входившие для него в понятие «народ», одну — обращенную к прошлому, другую — к будущему («народ исторический» и «народ, представляющие собою идею демократизма», по определению Щедрина).
В творчестве 20 -30-х годов Пушкин выступает и как певец русской деревни, где ему дорог „избушек ряд убогой", и как певец русского города, в особенности — Петербурга — «пышного» и «бедного». В статьях об «Истории русского народа» Н. А. Полевого (1830) он стремится в полемике с современной ему русской и западной историографией определить своеобразие исторического пути развития России, уяснить особую «формулу» русской истории, отличную как от официальной, уваровской формулы «православия, самодержавия и народности», так и от того общего понимания закономерностей исторического развития народов, которое Ф. Гизо (в «Истории цивилизации в Европе», 1828—1830) и О. Тьерри (в работах по истории средневековой Англии и Франции) пытались вывести, исходя из истории цивилизации одних лишь западноевропейских народов после крушения Западной Римской империи и вплоть до Французской революции 18 века, оставляя в стороне Византию, Восточную Европу и славянский мир. Характеризуя новейшую русскую историю как громадное, еще не обработанное поле, Пушкин до конца жизни усердно занимается русской историей и различными областями истории русской культуры. Он работает над «Историей Петра», над изучением "Слова о полку Игореве", намечает в качестве предметов для будущих статей русские песни, исторические, обрядовые и бытовые, и историю русской литературы.
Источник: Пушкин. Достоевский. Серебряный век. / Фридлендер Г.М. СПб: "Наука", 1995

Понравился материал?
5
Рассказать друзьям:
Просмотров: 8695