Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Петербургский период творчества Пушкина: характеристика, анализ основных произведений

  • Статья
  • Еще по теме

Лирика петербургского периода (1817 - 1820), с одной стороны, продолжает основную направленность лицейских стихотворений (прославление радостей жизни - «Веселый пир» (1819), «Юрьеву» (1819), с другой стороны, все ощутимее становятся в ней социально-политические тенденции. Основными мотивами являются протест против самодержавной деспотии («Ура! В Россию скачет кочующий деспот», 1818), крепостничества («Деревня», 1819), критика духовенства («К Огареву», 1817), «почетных подлецов» - сиятельных особ («Орлову», 1819) и даже самого царя («На Аракчеева», 1819) и т.д.

Центральная проблема - проблема социально-политической свободы, основной пафос выражен в четкой поэтической формуле: «Я не рожден царей забавить» («К Н.Я. Плюкововой»). Изменения, происшедшие в мировоззрении поэта, отразились и в его художественной манере: содержание стихотворений становится более сложным и конкретным, для лирики петербургского периода характерна высокая идейная насыщенность и точность образов. Наиболее значительными произведениями этого времени являются ода «Вольность», элегия «Деревня», послание «К Чаадаеву» и поэма «Руслан и Людмила».

«Вольность»

«Вольность» (1817), одно из замечательных произведений русской политической лирики, перекликается с одноименной одой Радищева, хотя политические взгляды Пушкина более умеренные. Поэт воспевает закон, ограничивающий самодержавие, утверждает равенство перед законом царя и народа, обеспечивающие Вольность, т.е. Свободу. Соблюдая закон, царь перестает быть тираном, а народ получает реальные права. Нарушение закона и со стороны царя, и со стороны народа ведет к преступлениям. Ода содержит политические намеки на события недавнего прошлого: падение Наполеона, убийство Павла I, организованное с ведома его сына Александра, и т.д.

«Деревня»

«Деревня» (1819) отразила антикрепостнические настроения поэта. В стихотворении три части, отличающиеся по лексике, ритмико-интонационному рисунку, изобразительным средствам, идейной направленности. Начинается стихотворение с идиллического изображения деревенской природы, на лоне которой поэт мечтает погрузиться в изучение трудов великих мыслителей. В этой части заметно ощущаются традиции сентиментальной литературы. Следующая часть — страстные публицистические рассуждения автора о «барстве диком», присвоившем «насильственной лозой, и труд, и собственность, и время земледельца», и «рабстве тощем». Концовка стихотворения - риторический вопрос-призыв - выражает надежду автора на отмену рабства. В основе поэтики - принцип контраста, для стихотворения характерны приподнятый тон, ораторский строй речи, использование славянизмов и античных образов.

«К Чаадаеву»

«К Чаадаеву» (1818) написано в форме обращения к другу. Композиция трехчастная: первая часть - воспоминание о «юных забавах» и обманутых александровской действительностью надеждах, во второй говорится о стремлении героя к «вольности светлой», в третьей в перспективе возникают образы тех, чьи имена войдут в историю освободительной борьбы России. Основная мысль стихотворения - призыв к современникам посвятить Отчизне «души прекрасные порывы». Стихотворение призывало к подвигу, который воспринимался как революционное действие. Социально-публицистическое, гражданское сочетается в стихотворении с интимно-лирическим, Пушкин использует слова высокого стиля, общественно-политические термины, употребляемые в речи дворянских революционеров, для синтаксиса характерны стройность, простота, энергичность в изложении мыслей.

«Руслан и Людмила»

«Руслан и Людмила» (1820), первая поэма Пушкина, была задумана еще в Лицее, серьезная работа над текстом произведения началась в 1817 году, к 1820 поэма была завершена, в 1824 -1825 годах добавлен пролог: «У Лукоморья дуб зеленый...». Известно, что Пушкин воспользовался планом ненаписанной Жуковским поэмы «Владимир», а материалом для сюжета стал русский фольклор и волшебные рыцарские сказки. «Руслан и Людмила» - произведение новаторское и по форме, и по содержанию. «В этой поэме все было ново - и стихи, и поэзия, и шутка, и сказочный характер», - писал Белинский.

Время действия отнесено к эпохе Владимира Красное Солнышко, но исторического в поэме очень мало: все герои воображаемые, их приключения придуманы автором. Сюжет поэмы сказочный: похищение невесты, ее поиски в заколдованном царстве, совершение подвигов во имя ее спасения и т.д. Тон пушкинского рассказа ироничен, сказочное сочетается с обыденным, фантастика - с бытовым, в действие введен повествователь, придающий своими ироническими замечаниями особое освещение удивительным приключениям героев. Друг Жуковского, любитель театра, с жизнеутверждающим и одновременно скептическим складом ума, живейшим образом откликающийся на все происходящее вокруг него, повествователь придает поэме современное звучание. Его прямое вмешательство в ход событий, постоянное стремление к контакту с читателем - все это было совершенно новым и необычным для русской поэмы.

Главные герои произведения - Руслан, Людмила, Владимир, Фарлаф, Ратмир, Рогдай и другие - показаны сквозь призму все той же авторской иронии. В их характерах переплетаются сказочное и бытовое. Руслан - мужественный, отважный, благородный, совершающий былинные подвиги - все же весьма отдаленно напоминает фольклорного богатыря, он вполне современен. Людмила - девушка пушкинских времен - милая, беспечная и кокетливая. Колдунья – злая и жалкая старуха, волшебницы - легкомысленные девицы и т.д.

Поэма пронизана радостным ощущением реальности земного счастья, добро и свет побеждают силы тьмы и коварства, и финал произведения оптимистичен: «Но зла промчится быстрый миг... С надеждой, верою веселой Иди на все, не унывай...».

По своему жанру «Руслан и Людмила» - шуточная, ироническая поэма-сказка, в которой автор весело смеется над героями, читателями и над самим собой.

О языке поэмы много писали современники Пушкина, упрекая автора за множество ошибок и отступлений от правил грамматики, не понимая, что поэт стремился прежде всего к естественности и демократизации языка. С этой же целью Пушкин использовал разговорный четырехстопный ямб, позволяющий отразить всю противоречивую гамму чувств и мыслей героев и повествователя.

«Руслан и Людмила» стала этапным произведением в творчестве Пушкина и определенной вехой в движении всей русской литературы на пути к народности и самобытности.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Понравился материал?
11
Рассказать друзьям:
Просмотров: 12046