Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Образ Евгения в "Медном всаднике" Пушкина

  • Статья
  • Еще по теме

Какой образ Евгения создает Пушкин в произведении? Обратимся к первой части поэмы. Пушкин не случайно раскрывает нам чувства и мечты героя через его внутреннюю речь. «О чём же думал он?» — спросим и мы вслед за поэтом. Мысли Евгения целиком ограничены частной жизнью, домашним кругом. Они открывают нам внутренний мир человека простого и доброго, в полном смысле слова обыкновенного.

Единство приёма отчётливо выявляет противоположность героев. Пётр I — воплощение исторического сознания, человек, творящий историю, сам становящийся историей. Евгений полностью этого сознания лишён. Он не тужит о славе предков, он где-то служит, но не предполагает в своей службе государственного значения, будущее счастье с Парашей он никак не связывает с событиями в родной стране. Герой стремится быть вне истории, остаться на обочине её путей, прожить не замеченным ею. Часто говорят о том, что в «Медном всаднике» Пушкин обратился к теме «маленького человека». Мы видим, что герой Пушкина «мал» не в силу скромного социального статуса, не по убожеству души. «Маленьким человеком» его делает отсутствие исторического сознания, признание себя несущественным для жизни общества и государства.

Это не мешает автору с симпатией и сочувствием относиться к своему герою. Среди способов, раскрывающих отношение поэта, следует указать и выбор имени героя, «дружного» с пушкинским пером, и упоминание о славных предках, ныне забытых светом, и сравнение «размечтался, как поэт». Автору понятны и во многом близки мечты молодого Евгения, но не зря фоном его размышлений служит унылый вой ветра и сердитый стук дождя. Пушкин отчётливо понимает, что самой своей малостью Евгений вступает в конфликт с могучей волей Петра: частное «я» противостоит державному «мы». Важно обратить внимание на то, что конфликт поэмы подспудно обнаруживается уже здесь. Трагические обстоятельства выведут его наружу, обострят и сделают явным.

При разборе сцены наводнения необходимо отметить, как ярко передаёт Пушкин ужас внезапного бедствия, отчаяние человека, потрясённого жестокостью стихии. Обратим внимание также на некоторые важные моменты. Уместно и на этом этапе обратить внимание на противопоставление, заложенное в композиции поэмы. Образ города в первой части контрастирует с картинами вступления к поэме: там красота, упорядоченность, свет и блеск, кипение жизни, здесь безобразие и хаос, мгла, разрушение и гибель. И снова у Пушкина вторая картина не отменяет первой. Ужасы бедствия не отменяют в глазах поэта величия города. Сравнение «И всплыл Петрополь, как тритон,/По пояс в воду погружён» показывает мощь города, подобного морскому божеству, его сроднённость с буйной стихией. Город, как и его создатель, неподвластны буйству диких волн. Кумир с простёртою рукою стоит «в неколебимой вышине, над возмущённою Невою». Воля Петра свершилась невозвратно. Удивительно быстро оживает город после пережитого бедствия. Его каменная стойкость сродни равнодушию людей, их «холодному бесчувствию», легко соглашающемуся не видеть зла, прикрытого багряницей. И только взгляд поэта прикован к бедному безумцу, потерявшему в наводнение всё, ради чего он жил. Жалость, сострадание автора выражаются открыто. Слова «бедный», «мой Евгений», «мой безумец» настойчиво повторяются в поэме до финальной строки.

Евгений поистине жалок, тем неожиданнее и страшнее выглядит его бунт, его угроза «строителю чудотворному». Кульминационная сцена поэмы — самая сложная и загадочная. Можно подискутировать о том, на чьей стороне Пушкин. Грозит ли он вместе с Евгением горделивому истукану? Или вместе с грозным царём он видит с высоты бессильную злобу безумца?

Понятно, что такая постановка вопроса является отчасти провокационной. Но спор будет не бесплодным, если поможет осознать глубину пушкинского понимания проблемы. Конфликт личного и исторического пока не имеет разрешения. Утверждая всей поэмой величие Петра как носителя исторической необходимости, восхищаясь мощным властелином судьбы, поэт сильнее других осознаёт жестокость его деяний по отношению к частной жизни, судьбе конкретною человека. Историческое сознание Пушкина видит обречённость тех, кто пытается быть вне истории, вне государства. Но гуманность поэта наполняет его состраданием к маленьким людям, уничтоженным безжалостной поступью истории.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1576