Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Образ автора в "Евгении Онегине" Пушкина

  • Статья
  • Еще по теме

Сразу договоримся: Александр Сергеевич Пушкин, написавший роман, — прототип «автора». Многими чертами своей биографии он наделил и «автора», и главного героя своего романа. Его постигли те же разочарования, что и Онегина, он так же задумывался над тайнами бытия, как и его герой. Автор был так же неравнодушен к «заботам суетного света», имел все основания посетовать на «мятежной младостью утраченные годы», в уме его, «подавленном тоской, теснился тяжких дум избыток». Онегин, «спутник странный» автора, томится и ищет себя «в бездействии досуга». Поэт не щадит слабостей, но всё же любит своего главного героя, видя в нём свое «я», преодолённое поэтическим созерцанием жизни. В этом — главная разница между поэтом и его созданием: Пушкин не наделил Онегина поэтическим даром, которым сам был одарён свыше.

Быть может, именно в образе автора и скрыта та «дьявольская разница» между обычным романом и романом в стихах, о которой упоминал Пушкин. Ведь с образом автора связана очень важная черта романа — лиризм, нечастый «гость» в эпическом жанре. Конечно, роман унаследовал авторский лиризм от романтической поэзии. Автор выступает в качестве заинтересованного наблюдателя и страстного комментатора происходящих событий: «И вот общественное мненье!..» или: «Враги! давно ли друг от друга...» Такие эмоциональные высказывания характерны для автора «Евгения Онегина».

Первая глава, в которой мы знакомимся с Онегиным, — описательная. Что же спасает её от монотонности? Блестящий авторский стиль, свободная манера рассказа, завораживающая музыка онегинской строфы, но ещё — лирические отступления. Уже в первой главе автор говорит о своей дружбе с Евгением Онегиным, разделяет его разочарования и радуется вместе с мим. Здесь же он подчёркивает, что он всегда рад «заметить разность» между собой и своим героем. Действительно, автор замечает больше, обращает внимание на то, что неинтересно Онегину. Автор темпераментнее героя, более открыт миру, его воображение позволяет свободно перемещаться во времени и пространстве. Наконец, автору подвластна поэзия, спасающая его от онегинской хандры и помогающая переносить разочарования.

Мы говорим, что герои романа меняются. Меняется и автор в романе «Евгений Онегин». Давайте проследим за этими изменениями: « И скоро, скоро бури глас в душе моей совсем утихнет», — говорится в первой главе романа, написанной в 1823 году. Проходит три года — и автор всё яснее различает «даль свободного романа», а в шестой главе, прощаясь с юностью, которую благодарит «за наслажденья, за грусть, за милые мученья, за шум, за бури», автор подводит личные итоги. Наконец, подчеркивая непрерывность и непреоборимость хода жизни, изменения в судьбах и характерах героев, автор создаёт свои знаменитые пейзажи. Они не только поэтически воспевают русскую природу, но и служат своеобразными указателями смены определённых периодов бытия (лето, осень, зима, весна).

Автор в романе «Евгений Онегин» невероятно активен. Конечно, ему наиболее близок Онегин, он часто сопоставляет со своими его взгляды и пристрастия: будь то рассуждения о любви, о природе или о театре. Важнейшие события в романе автор непременно комментирует и оценивает: дуэль Онегина и Ленского, письмо Татьяны и встречу Татьяны с Онегиным. Как это часто бывает в реалистическом романе, автор позволяет себе лирические отступления от сюжета. Он размышляет о своих героях, о событиях, которые с ними происходят, вспоминает прошлое. Наконец, автор выступает ещё и как действующее лицо романа: оказывается, именно у него хранится письмо Татьяны, да и с Онегиным он не раз встречался.

Источник (в сокращении): Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 1 / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2077