Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Пушкин А.С.

Новаторство трагедии "Борис Годунов" Пушкина

  • Статья
  • Еще по теме

Трагедия Пушкина существенно отличается от классицистических трагедий, господствовавших до неё на сцене. Вместо единства места — свободный переход от кремлевских палат к монастырской келье, а от неё — к корчме, к боярскому дому, к дворцу польского вельможи, к полю брани и т. д. Вместо единства времени — разрыв между моментом воцарения Годунова и развитием событий, связанных с Гришкой Отрепьевым («Шестой уж год я царствую спокойно...»). Вместо единства действия — включение в основной сюжет (борьба за власть) второстепенной линии — любовной интриги Самозванца и Марины Мнишек. Вместо схематичных характеров — полнокровные образы действующих лиц. Например, Борис Годунов — и злодей-узурпатор, жестокий деспот, и человек, мучимый угрызениями совести, и опытный, умный правитель, и чадолюбивый отец; Самозванец — и легкомысленный авантюрист, и страстный любовник, готовый во имя любви отказаться от своих замыслов, и ловкий политик, умеющий учесть обстановку и настроения толпы, и смелый, находчивый человек, и предатель родины, способный иногда испытывать нечто, похожее на раскаяние: приходится проливать русскую кровь и идти против Руси.

Пушкин отмечает важнейшую черту в характере Бориса - его властолюбие, но ею не ограничивается. Следуя за Шекспиром и романтиками, Пушкин даёт всестороннее освещение внутреннего мира его образа, показывает трагедию этого сильного и решительного и одновременно глубоко несчастного человека, которого жажда власти и случай толкнули на преступление.

Наконец, вместо единого высокого стиля, который, по мнению классицистов, подобает трагедии, у Пушкина — смешение «высокого» и «низкого» стилей, например монолог Бориса «Шестой уж год я царствую спокойно...», выдержанный в традициях «высокой» сценической речи, и простонародная многоголосица с пословицами, шутками, прибаутками, просторечием Варлаама и Мисаила (сцена в корчме на литовской границе).

Друг Пушкина Н.Н. Раевский, с интересом следивший за процессом создания этого произведения, писал автору: «...вы сообщите диалогу движение, которое сделает его похожим на разговор, а не на фразы из словаря, как было до сих пор. Вы довершите водворение у нас простой и естественной речи, которой наша публика ещё плохо понимает... Вы сведёте, наконец, поэзию с ходуль...» Предсказание Раевского блистательно сбылось.

Известно, что первоначально трагедия «Борис Годунов» заканчивалась иначе — народным возгласом «Да здравствует царь Дмитрий Иванович!». Окончательное завершение пьесы оказалось более органичным: народ застыл в ужасе от очередной жестокой расправы. Слова о яде никого не обманут. Дети царя Бориса убиты сторонниками Самозванца, и в молчании народа слышится немой приговор ему.

Как многие новаторские произведения, «Борис Годунов» вызвал недоумение и непонимание критики. Прежде всего противниками трагедии стали оппоненты Карамзина-историка, не принимавшие его исторических работ, не согласные с его трактовками исторических фактов. Литературные критики называли трагедию «школьной шалостью», переложением «Истории Государства Российского» в диалоги и т. п., даже обрекали её «на сожжение» (Надеждин). Критик Н.А. Полевой дал наиболее взвешенную оценку, признав её «шагом к настоящей романтической драме»: теория реализма (литературного направления) не была разработана, и такая оценка критика была своего рода похвалой.

Заметим, что «Борис Годунов» появился за два года до публикации во Франции первой романтической драмы Виктора Гюго «Кромвель», которая произвела переворот в истории французской и, шире, европейской драмы.

Показывая связь происходящих событий с политическими процессами, давая сюжетным перипетиям нравственное, психологическое и историческое объяснение, Пушкин создавал русскую реалистическую драму. Реализм Пушкина сказывался и в отказе от однозначных оценок, от одностороннего, плоского объяснения причин происходящего, он связывал психологический анализ с достоверным и исторически выверенным изображением эпохи. Кроме того, Пушкин указал и на стихийное воздействие народных масс на исторические процессы.

Источник: Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. - М.: Вентана-Граф, 2016

Понравился материал?
1
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3251