Идея жизненного пути в поздней лирике Пушкина
Стремительность и могучая интенсивность творческого и духовного развития Пушкина, опередившего современный ему литературный процесс, богатство его духовного мира, страстная устремленность в будущее, дар всеведенья и пророчества закономерно определили в его жизни и творчестве идею пути как одну из основополагающих. Путь/дорога, кружение в бесовской метели, вопросы: «Куда ж нам плыть?» («Осень»), «Куда же бежать? Какой мне выбрать путь? («Странник»), побег, странничество — пушкинские формулы идеи пути, выявляющие духовное состояние поэта на определенном этапе жизни и творчества. Движение по жизненному пути, «время бедное и бедственное», личный и исторический опыт неизбежно приводили Пушкина к нарастанию н углублению в его сознании ощущения трагизма человеческого существования. Героическое мироощущение, страстный личный интерес к проблемам бытия России, ее будущему, стремление разрешить «проклятый» вопрос о взаимоотношениях дворянства и народа, духовная потребность в соотнесении своей личности с высшими общечеловеческими нравственными нормами спасали Пушкина от разрушения сложной гармонии жизни, от утраты полноты и цельности ее восприятия. Жизнь в поздней лирике Пушкина воспринимается и воплощается в величественной связи времен: прошлом, настоящем и будущем. В стихотворении «Вновь я посетил» эта тема становится определяющей. Прошлое дорого поэту. Тема воспоминаний, постоянное возвращение к прошлому, стремление охватить с новой, достигнутой духовной высоты пройденный жизненный путь от одного горизонта до другого, нравственная потребность в его переоценке — входят в лирику Пушкина уже с южного периода. Ощущение глубокого неблагополучия современного жизнеустройства, осознание катастрофической разобщенности частной и государственной жизни, предчувствие приближающихся грандиозных потрясений («Странник») рождают в лирике поэта мотивы побега и странничества как выражение интеллектуального бунта против духовного порабощения, страстной потребности внутреннего обновления. Идея дороги становится в поздней лирике Пушкина художественным выраженном духовного продвижения, освященного высокой целью, условием активной защиты «само-стоянья человека», залогом его величия и независимости в окружении деспотического строя. Источник: XXVII Пушкинская конференция. Тезисы докладов. Оренбург, 1983. 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2243
| |