Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Общие статьи

Поэзия 1870-х годов: общая характеристика

  • Статья
  • Еще по теме

В 1870-е годы, как и в 1860-е, поэзия заметно уступала натиску прозаических жанров. Обычно приводимое высказывание А.М. Скабичевского — «в течение семидесятых и восьмидесятых годов русским обществом овладела особенная стихомания, выразившаяся в появлении несметной массы молодых поэтов» — являлось суммарной характеристикой поэтических результатов двух десятилетий и по отношению к 1870-м годам не было вполне объективным. Более точным можно считать другое свидетельство современника: «Трудно быть в наше время поэтом. Проза заняла первенствующее положение и в жизни, и в литературе».

На поэтическом поприще в основном продолжали действовать лица, знакомые читателям того времени по предыдущему десятилетию. Новых ярких поэтических дарований не появилось, зато потери оказались весьма ощутимыми: ушли из жизни Ф.И. Тютчев (1873), А.К. Толстой (1875), Н.П. Огарев (1877), Н.А. Некрасов (1878), И.З. Суриков (1880).

Подобно тому как в 1860-е годы поэты достаточно определенно разделялись на сторонников «чистого искусства» и «гражданской» направленности, тенденция к такого рода социологической оценке в критике и публике сохранилась и даже усилилась: вызванный народническим движением резкий рост в среде интеллигенции общественной активности и как следствие — противостояние ей поэтических деклараций во имя искусства, призванного служить вечным идеалам красоты, а не быстро меняющимся общественным пристрастиям. 

С одной стороны, А А. Фет, А Н. Майков, А.К. Толстой, Н.Ф. Щербина, Я.П. Полонский, А.А. Голенищев-Кутузов, с другой — Н.А. Некрасов, А.Н. Плещеев, И.З. Суриков, Д.Д. Минаев. В.С. Курочкин, С.С. Синегуб, Л И. Пальмин. Вечный спор, который именно с высоты идеалов искусства, а не с точки зрения сиюминутных теоретических столкновений не всегда плодотворен, поскольку все это вместе и только вместе и составляет искусство. Это понимали большие поэты. Н.А. Некрасов, например, именно в 1870-е годы с особой страстностью отстаивал мысль о единстве гражданственности и искусства, о высоком назначении поэта, которому принадлежит «трон истины, любви и красоты».

Окрасившие 1870-е годы черты переходного времени, отразившиеся в прозе, не могли не сказаться и на поэзии. Почти все поэты, независимо от эстетических позиций, передали это тревожное, полное драматизма, а зачастую и трагических исходов состояние личности перед лицом смутных, несущих неизвестность и душевное смятение перемен. Своеобразное ответвление гражданской поэзии составили поэты революционно-народнической ориентации. Это были новые имена, получившие широкую известность преимущественно в молодежной среде. Агитационность, призывность, декларативность, политичность — таковы определяющие черты их сочинений.

Произведения этих поэтов с доподлинностью отражали все этапы народнического движения — от радостных, полных энтузиазма надежд на успешные результаты сближения с народом (например, «Нашим угнетателям» Ф. В. Волховского, 1870; «Из 1874 года» М.Д. Муравского) до выражения некоторого разочарования первой попыткой получить в народе полную поддержку («В пути. На память уставшим» И В. Омулевского (Федорова), 1877). Тем не менее постоянными мотивами этой поэзии были уверенность в нравственной победе над властями, жертвенность, желание видеть новую, молодую смену борцов.

Самым крупным коллективным изданием произведений революционных народников стала бесцензурная книга четырнадцати авторов «Из-за решетки. Сборник стихотворений русских заключенников по политическим причинам в период 1873—1877 гг., осужденных и ожидающих “суда”» (Женева, 1877) с предисловием Г.А. Лопатина. Вера в грядущую победу народа (С.С. Синегуб. «Волчонок») часто перекликается в сборнике с поэтизацией страдания, осознанием пассивности крестьянской массы, недоверчиво относящейся к пропагандистской роли ее защитников из интеллигенции (Н.А. Морозов. «Тюремные видения»).

Для поэзии рассматриваемого типа характерно переложение на музыку многих ее произведений. Широкое распространение получили издания Д А. Клеменца «Песенник» (Женева, 1873) и «Сборник новых песен и стихов» (Женева, 1873). «Дума ткача» С.С. Синегуба (1873), исполнявшаяся в жанре жестокого мещанского романса, знаменитая «Дубинушка» («Ой, дубинушка, ухнем./Ой, зеленая, сама пойдет... »), написанная С.С. Синегубом или Д.А. Клеменцом, «Доля» Д.А. Клеменца («Эх ты, доля моя, доля...», 1878), «Я хочу вам рассказать...» П.А. Моисеенко (1879; записана на тюремной стене свинцовой оберткой от чая) — яркие образцы популярных в народе песен, не упускавших из виду агитационных целей. В газете «Вперед!» впервые было напечатано стихотворение П.Л. Лаврова «Новая песня» (1875), послужившее основой революционной песни «Отречемся от старого мира!». Здесь же увидело свет стихотворение Г. А. Мачтета «Последнее прости» (1876), посвященное «замученному в остроге студенту Чернышеву». С небольшими изменениями в тексте стихотворение стало известной революционной песней «Замучен тяжелой неволей... ». 
Источник: История русской литературы 19 века. 70-90-е гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и др. - М.: Изд-во МГУ, 2001

Понравился материал?
2
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3647