Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

Сочинение: Народ в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Некрасова

  • Статья
  • Еще по теме

Поэма «Кому на Руси жить хорошо», написанная в поре­форменную эпоху, вобрала в себя огромный жизненный опыт и напряженные размышления поэта над крестьянской долей. Об одном только жалел Некрасов, что поэма осталась незавер­шенной. И все же он сумел не только дать широчайшую картину жизни России, но и показать ее через призму народ­ного сознания, а образ народа стал ведущим в его поэме. Будучи свидетелем «потрясения основ» после реформы 1861 года, когда порвавшаяся цепь крепостничества ударила «одним концом по барину, другим по мужику», Некрасов продолжал верить в несокрушимую силу и возможности убогой, забитой, но всесильной Руси, ее неисчислимой рати — народа.

Народ в поэме — не однородная масса, у каждого героя свое лицо, своя судьба и душа, исковерканная, измученная, но свободная даже в рабстве. Особенно выделяются такие неза­урядные натуры, как Савелий, «богатырь святорусский», Мат­рена Тимофеевна, Яким Нагой.

Савелий-богатырь — символ несгибаемости человеческого духа, олицетворение стойкости русского крестьянина: «Клей­менный, да не раб!» Двадцать лет каторги и двадцать лет поселения за убийство хитрого управляющего, немца Фогеля, не сломили вольного духа старика, он не приемлет тихой жизни своей семьи, жалея лишь о том, что сила народная «под розгами, под палками по мелочам ушла». Он видит причины зла, но не верит в помощь: «...высоко бог, далеко царь». Смирение не для него. Это и сближает его с невесткой, Мат­реной Корчагиной.

Матрена Тимофеевна не из тех, кто легко сдается. Нелег­кая у нее судьба: тяжелый труд, жизнь в сварливой семье, потеря первенца, неправедный суд, розги — обиды смертные. Сколько же нужно иметь силы, чтобы сказать:

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу.

И это не просто слова. Недаром Матрену Корчагину про­звали Губернаторшей. Она может и смеет добиться своего, хотя считает, что «ключи от счастья женского... потеряны... у Бога самого».

Заступником не за свои, а за крестьянские интересы, за крестьянство в целом, предстает перед нами Яким Нагой. Каждая деталь во внешнем виде Якима связана с деревенским бытом, с крестьянским трудом: морщины на лице, «как трещины на высохшей земле», шея, «как пласт, сохой отрезанный», и «сам на землю-матушку похож он». Всем существом своим, каждой частицей связан Нагой с народом и землей:

Живет — с сохою возится,

А смерть придет Якимушке —

Как ком земли отвалится,

Что на сохе присох...

Яким много пережил: тюрьму («с купцом тягаться взду­малось!»), живал в Питере, был погорельцем (вместо цел­ковиков спасал иконы да картинки), а потом опять взялся за соху. Но что его отличает от многих, это глубокое проникновение в суть вещей, в причины народных несча­стий:

Работаешь один,

А чуть работа кончена,

Гляди, стоят три дольщика:

Бог, царь и господин!

Он яростно вступается за крестьянские обиды:

Нет меры хмелю русскому,

А горе наше меряли?

Работе мера есть?

Он понимает, что душа крестьянина «что туча черная», готовая пролиться кровавыми дождями, что удаль молодецкая бережется «про случай».

В жизни крестьянского мира Некрасов видит особую силу, которая проявляется не только в гульбе, но и в работе, и в широте крестьянской души. Это крестьяне выручают Ермила Гирина, ссужая деньги на мельницу, а потом не берут гроша лишнего долга. Это они умеют простить обиду, как простили тому же Гирину несправедливый рекрутский набор, только бы раскаялся человек искренне. Это они, бросив дома и семьи, могут уйти в поисках правды за тридевять земель. От широты души могут они и потрафить помещику, если он — Последыш. Даже «великому грешнику» не заказаны пути к возрождению из душегубца-разбойника в святые и мстители. Не прощается только Иудин грех — предательство народных интересов, как не прощается грех Глеба — старосты, уничтожившего вольную восьми тысячам душ, как холопские грехи Якова, Ипата («чем тяжелей наказание, тем им милей господа»). Не может кресть­янин, такой как Агап Петров, непоклончивый, особенный, гнуть шею перед барином, ему неприятен сам дух холопства.

Сила народа не только в этом. Огромные запасы доброты скрыты в нем. Не имея возможности помочь Вавиле деньгами, люди радуются чужой радости, словно своей, когда тот осуще­ствляет мечту внучки: куплены башмачки. Крестьяне доверчи­вы и открыты, как открыты их двери перед странниками и богомольцами.

Как душа народа певуча, так и язык народный красочен, напевен, меток. В присловьях, загадках, песнях, разговоре видны ум, вековая мудрость, мягкий юмор. Некрасова восхи­щает народная речь, точно подобранное слово.

Какого не придумаешь, 

Хоть проглоти перо.

Рисуя народ таким, поэт дает понять, что ни игом рабства, ни работой, ни даже кабаком народу русскому «пределы не поставлены: пред ним широкий путь». Душа народа русского — добрая почва для сеятеля, только сеять надо «разумное, доб­рое, вечное». Тогда народ, имеющий золотое сердце, заслужит право быть по-настоящему свободным.

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 85