Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

Народ в поэме "Кому на Руси жить хорошо"

  • Статья
  • Еще по теме

Поэт поставил перед собой задачу понять и в пределах одного произведения запечатлеть крестьянскую Русь, русский народный характер во всей его многогранности, сложности и противоречивости. И жизнь народа в «Кому на Руси...» предстает во всем многообразии ее проявлений. Мы видим русского крестьянина в труде (речь Якима Нагого, косьба в «Последыше», рассказ Матрены) и борьбе (история Якима и Ермила, тяжба вахлаков, расправа с Фогелем), в минуты отдыха («Сельская ярмонка», «Пир») и разгула («Пьяная ночь»), в годину горя («Поп», рассказ Матрены) и минуты радости («До замужества», «Губернаторша», «Пир»), в семье («Крестьянка») и крестьянском коллективе («Последыш», «Пир»), во взаимоотношениях с помещиками («Помещик», «Последыш», «Савелий, богатырь святорусский», сказы в «Пире»), чиновниками («Демушка», рассказ о Ермиле) и купцами (история Якима, тяжба Ермила с Алтынниковым, драка Лавина с Ереминым).

Поэма дает яркое представление об экономическом положении пореформенного, «свободного» крестьянства (названия деревень и уездов, рассказы попа и «счастливцев», сюжетная ситуация главы «Последыш», песни «Веселая», «Соленая», «Голодная» и ряд деталей в главе «Пир») и юридических «переменах» в его жизни («...вместо барина / Драть будет волостной»).

Народный быт рисуется Некрасовым строго реалистически. Автор не закрывает глаз на отрицательные явления народной жизни. Он смело говорит о порожденных «крепью» и условиями жизни крестьянства темноте и неразвитости (неграмотность, вера в «бедокурные» приметы), грубости («Уж будто не колачивал?»), ругани, пьянстве («Пьяная ночь»), тунеядстве и холуйстве дворовых (лакей Переметьева, Ипат, дворовые в «Прологе» главы «Крестьянка»), грехе социального предательства (Глеб-староста, Егорка Шутов). Но теневые стороны народного быта и сознания не заслоняют в поэме главного, того, что составляет основу народной жизни, является определяющим для народного характера. Такой основой народной жизни в поэме Некрасова выступает труд.

Читая «Кому на Руси...», мы ощущаем величие трудового подвига русского крестьянства, этого «сеятеля и хранителя» русской земли. Мужик «до смерти работает», его «работе меры нет», с натуги от непомерного труда «трещит крестьянский пуп», «потуги лошадиные» несут односельчане Матрены, «труженицами вечными» предстают женщины-крестьянки. Трудом мужика весной одеваются зеленью злаков, а осенью раздеваются поля, и хотя труд этот не спасает от нищеты, крестьянин любит трудиться («Последыш»: косьба, участие в ней странников; рассказ Матрены). Русский мужик, в изображении Некрасова, умен, наблюдателен, любознателен («комедия с Петрушкою», «им дело до всего», «кто видывал, как слушает...», «он жадно ловит новости»), упорен в стремлении к поставленной цели («мужик, что бык...»), остер на язык (примеров множество!), добр и отзывчив (эпизоды с Вавилушкой, с Брмилом на ярмарке, помощь вахлаков Овсянникову, семье дьячка Добросклонова), обладает признательным сердцем (Матрена о губернаторше), чуток к красоте (Матрена; Яким и картиночки). Нравственные качества русского крестьянства Некрасов характеризует формулой: «золото, золото — сердце народное». Поэма раскрывает свойственную русскому крестьянству жажду справедливости, показывает пробуждение и рост его социального сознания, проявляющиеся в чувстве коллективизма и классовой солидарности (поддержка Ермила, ненависть к Последышу, избиение Шутова), в презрении к холуям и предателям (отношение к лакею князя Переметьева и Ипату, к рассказу о Глебе-старосте), в бунтарстве (бунт в Столбняках). Народная среда в целом рисуется в поэме как «почва добрая» для восприятия освободительных идей.

Народная масса, народ и является главным героем эпопеи «Кому на Руси жить хорошо». Некрасов не только нарисовал яркие портреты отдельных представителей народной среды. Новаторский характер замысла Некрасова проявился в том, что центральное место в произведении занимает коллективный образ русского крестьянства.

Исследователи неоднократно отмечали большую «плотность населения» поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Кроме семи странников и главных героев в ней нарисованы десятки и сотни образов крестьян. Одни из них кратко охарактеризованы, в образах других подмечен лишь какой-то характерный штрих, третьи лишь названы. Одни из них присутствуют «на сцене», включены в действие, о других странники-правдоискатели и читатель узнают лишь из рассказов «сценических» персонажей. Наряду с индивидуальными, автор вводит в поэму и многочисленные групповые образы.

Постепенно, от главы к главе, поэма знакомит нас с различными вариантами народных судеб, различными типами характеров героев, с миром их чувств, их настроениями, понятиями, суждениями и идеалами. Разнообразие портретных зарисовок, речевых характеристик, обилие массовых сцен, их многоголосье, введение в текст народных песен, поговорок, присловий и прибауток — все подчинено единой цели создания образа крестьянской массы, постоянное присутствие которой ощущается при чтении каждой страницы «Кому на Руси жить хорошо».

На фоне этой крестьянской массы крупным планом выписаны автором эпопеи образы лучших представителей русского крестьянства. В каждом из них художественно запечатлены какие-либо стороны, грани народного характера и мировоззрения. Так, образ Якима раскрывает тему героического народного труда и пробуждения народного сознания, Савелий — воплощение богатырства и свободолюбия крестьянства, его бунтарских порывов, образ Ермила — свидетельство правдолюбия, нравственной красоты народа и высоты его идеалов и т. д. Но это общее раскрывается в неповторимой индивидуальности судьбы и характера каждого. Любой персонаж в «Кому на Руси...», будь то Матрена, «раскрывшая» странникам всю свою душу, или мелькнувший в толпе «желтоволосый, сгорбленный» крестьянин-белорус, реалистически точен, жизненно полнокровен, и в то же время каждый составляет какую-то микрочасть общего понятия «народ».

Все главы эпопеи объединены сквозным образом семи мужиков-правдоискателей. Эпический, обобщенно-условный характер этого образа придает всем изображаемым в ней реально-бытовым событиям особую значительность, а самому произведению — характер «философии народной жизни». Так, несколько абстрактное в «Прологе» понятие «народ» постепенно, по мере знакомства читателя со странниками, Якимом, Ермилом, Матреной, Савелием, многоликой и пестрой крестьянской массой, наполняется для него яркостью жизненных красок, конкретно-образным реалистическим содержанием.

В «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов хотел показать процесс пробуждения в народных массах самосознания, желание их осмыслить свое положение и найти пути выхода. Поэтому произведение автор построил так, что его народные герои странствуют, наблюдают, выслушивают и судят, притом, по мере расширения круга их наблюдений, их суждения становятся все более зрелыми и глубокими. Картины жизни в поэме преломлены через восприятие их мужиками-правдоискателями, то есть автор избирает эпический путь или способ изображения действительности.

Эпическая широта изображения жизни в «Кому на Руси жить хорошо» проявляется и в том, что наряду с крестьянством здесь представлены все общественные группы и классы России (попы, помещики, чиновники, купцы, буржуазные предприниматели, интеллигенция), притом в большом разнообразии типических индивидуальностей, переплетении их судеб, борьбе их интересов.

Источник: Беседина Т.А. Эпопея народной жизни ("Кому на Руси жить хорошо"). СПб: "Наука" РАН, 2001

Понравился материал?
24
Рассказать друзьям:
Просмотров: 41925