Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Некрасов Н.А.

"Кому на Руси жить хорошо": анализ поэмы Некрасова

  • Статья
  • Еще по теме

Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо» – главное произведение Некрасова, дело всей его жизни, где отражен его сложный опыт изучения народной жизни, накопленный, по его признанию, «по словечку в течение 20 лет». Он начал ее писать сразу же после отмены крепостного права, работая более 13 лет, с 1863 по 1877 год. Поэма осталась неоконченной. Это произведение о страданиях русского народа. В поэме отражена пореформенная Россия. Некрасов был, пожалуй, первым в русской литературе, кто сказал о том, как опасны непродуманные реформы, перестройки в нашей стране.

Семь – фольклорное число, имеющее символическое значение полноты. Некрасов хочет сказать, что собравшиеся мужики отражают чаяния всех русских крестьян. Названия населенных пунктов показывают основные беды русской деревни: голод, холод, неурожаи. Интересно, что все эти названия не выдуманы Некрасовым, а существовали в действительности. В поэме не без иронии, хотя и с большим сочувствием, изображены крестьянеправдоискатели. Не случайно, дело происходит весной, когда деревне нужны рабочие руки. Но крестьяне уже не хотят работать после отмены крепостного права, а готовы с утра до ночи спорить, «кому живется весело, вольготно на Руси».

В «Прологе» отражены утопические мечты крестьян о скатертисамобранке, которая не только накормит и напоит их, но и будет белье им стирать. «Малая птица» пеночка угадывает желания крестьян и дает им такую скатерть в обмен на птенца.

Первым, с кем встречаются крестьяне, был сельский священник. Он знает, что понимают под счастьем крестьяне:

«В чем счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь…

Не так ли, други милые?»

Они сказали: «Так»…

В первой главе подробно описывается нелегкая жизнь сельского духовенства. Оно сильно обнищало после отмены крепостного права.

Во второй главе красочно, под народный лубок, изображена сельская ярмарка, которая была единственным светским праздником для крестьян. Ярмарка заканчивается пьяной ночью, которой Некрасов посвящает третью главу. Некрасов показал и народу, и просвещенной интеллигенции, как главный порок крестьян – пьянство – губит Россию. (Первоначальное заглавие поэмы – «Пьяненькие»). Некрасов, по сути, оправдывает крестьян, считая пьянство следствием каторжного труда и беспросветной жизни.

Некрасов видел, как люди по-разному понимают счастье. В главе «Счастливые» правдоискателей нашла старуха, объявившая о счастье – небывалом урожае репы. Счастье – это удача. Солдат с медалями счастлив, потому что был в двадцати сражениях и остался жив. Счастье – в самой жизни. Каменотес-олончанин считает, что счастье в свободном труде. Крестьянин-белорус, сбежавший с родины от голода, полагает, что счастье в еде досыта. В главе «Помещик» Некрасов разъясняет читателям, что реформа никому не принесла счастья – ни дворянам, ни крестьянам. Помещик Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев (прототипом которого, возможно, был отец поэта) жалуется правдоискателям. Помещик говорит о разорении дворянских гнезд. (Эта же тема потом станет главной в пьесах А.П. Чехова).

В поэме-эпопее народной жизни Некрасов изображает не только Россию после отмены крепостного права, но и дореформенную. В главе «Последыш» наследники князя Утятина, которого при известии об отмене крепостного права, хватил удар, уверяют старика, вопреки действительности, что царь восстановил право. Он уговорили крестьян за «луга поемные» до смерти старого князя играть роль крепостных. Некрасов хорошо изобразил отсутствие какие-либо прав у крепостных. Так, пастухи, проходя мимо барской усадьбы, должны были унимать коров, чтобы не мычали.

В главе «Крестьянка» создан образ Матрены Тимофеевны Корчагиной. Форма, в которой крестьянка открывает душу, похожа по жанру на народный плач. Большое значение имеет рассказ крестьянки о дедушке Савелии, «богатыре святорусском». Некрасов показал как силу, так и слабость, пассивность русского крестьянства.

В главе «Пир на весь мир» создан образ революционного демократа, интеллигента Гриши Добросклонова. Сын бедного дьячка, семинарист (семинаристами были Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов).

Гриша Добросклонов видит цель своей жизни в борьбе за счастье народа. Смерть поэта прервала работу над поэмой. Ненаписанными остались главы о встречах крестьян с министром, царем. Неизвестно, чем поэт хотел закончить поэму. По свидетельству писателя-народника Глеба Успенского, Некрасов предполагал закончить произведение сценой, в которой правдоискатели крестьяне возвращаются к своим деревням и у кабака встречают пьяного – это единственно счастливый человек на Руси. Однако этот предполагаемый финал, как нам кажется, обедняет глубокое содержание произведения. Поэма имеет более глубокий смысл.

Как создать всеобщее счастье? – вопрос, которым мучился не один Некрасов. Автор показал несостоятельность многих утопических идей, расхождение крестьянского идеала с жизнью, безысходность действительного положения деревни.

Источник: Тусичишный А.П. Русская литература второй половины XIX века — М. : ФЛИНТА, 2013

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 126