Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Лесков Н.С.

Творчество Лескова Н.С. (конспект лекции)

  • Статья
  • Еще по теме

1. Публицистическая деятельность Лескова

2. Повесть "Леди Макбет Мценского уезда"

3. Повесть "Очарованный странник"

4. "Сказ о тульском косом Левше"

5. Освоение Лесковым формы сказа

1. Публицистическая деятельность Лескова

Николай Семенович Лесков (1831-1895) является классиком русской литературы второй половины XIX в. Его перу принадлежат такие произведения, как повесть "Леди Макбет Мценского уезда", повесть "Очарованный странник", "Сказ о тульском косом Левше", "Тупейный художник". Начало творческого пути Лескова связано с его публицистической и журналистской деятельностью, которую можно охарактеризовать следующим образом:

      освещение злободневных тем, которые появлялись в связи с подготовкой и осуществлением крестьянской реформы (1861) и экономическими преобразованиями в России, и к этим темам относятся следующие:

•        угнетение крестьянства;

•        быт простого народа и невозможно тяжелые условия жизни крестьян;

•        ликвидация привилегий дворянства;

•        выступление против невероятно изощренных способов закабаления рабочих, которые применяют к ним фабриканты;

•        уважение человеческих прав и свобод;

•        критика и негодование по поводу использования детского труда;

•        развитие буржуазной инициативы и торгово-промышленной деятельности в стране;

•        критика и борьба с пьянством, широко распространившимся в народе;

•        отстаивание идеи женской свободы и эмансипации;

      близость экономических и политических взглядов демократическим деятелям того времени;

      ориентация на "молодое поколение";

      преобладание умеренности, а не радикальности во взглядах, приверженность мирным умеренным либеральным преобразованиям.

2. Повесть "Леди Макбет Мценского уезда"

Повесть "Леди Макбет Мценского уезда" освещает тему "греховности" человека, обусловленной искаженными условиями существования. Повесть имеет следующие художественные особенности:

      повествует о судьбе героини - купеческой жены Катерины Измайловой, которая, не обладая от природы преступными свойствами, совершает ряд преступлений;

      рассматривает в качестве причин преступлений героини факторы ее внешнего окружения и условия существования;

      присутствует параллель с героиней пьесы Островского "Гроза" Катериной, и это сходство выражено в следующем:

•        сила души и волевой характер, соединенные с самоотверженностью, доверчивостью, поэтичностью;

•        тоска сильной и волевой души по любви и свободе в "темном царстве" жутких нравов и условий;

•        стремление и готовность бороться за свое счастье и свою любовь;

      героиня Лескова отличается от героини Островского тем, что сама является выразительницей тех жестких нравов, в которых живет;

      негативные качества Измайловой развиваются в результате отсутствия в ее жизни любви и участия, и это делает ее жертвой такого мира, но и толкает на месть этому миру;

      сюжет основан на мотиве преступлений, которые совершает Катерина Измайлова, и они раскрываются и показываются автором с динамичностью и напряженным драматизмом;

      исключительная история в повести возвышается до уровня широкого обобщения;

      своеобразие и талантливость в построении характеров главных героев Катерины и Сергея, и это заключается в следующем:

•        контрастность характеров — страстной Катерины и холодного и расчетливого Сергея;

•        использование отечественных традиций ("Страшная месть" Гоголя) и опыта мировой классики (леди Макбет Шекспира) в создании характера злодея.

3. Повесть "Очарованный странник"

Повесть "Очарованный странник" выражает литературное новаторство Лескова и имеет следующие художественные особенности:

      повествование ведется от лица "скитальца" Ивана Северьяновича Флягина, жизнь которого наполнена историческими и бытовыми событиями, принесшими ему множество несчастий;

      образ и характер главного героя, в частности его храбрость, связываются с былинным образом Ильи Муромцы, а также с литературными и художественными вариантами этого персонажа (баллада А.К. Толстого "Илья Муромец" (1871) и картина В.П. Верещагина "Илья Муромец на пиру у князя Владимира");

      герой назван "очарованным", так как он является выходцем из народа, долгое время находящегося в крепостной неволе, и поэтому его сознание еще развивается;

      сюжетный прием странствия, путешествия служит авторской цели раскрыть характер героя и показать его развитие, динамику;

      используются красочные и богатые образы природы, ночи, степи, которые наблюдает странник во время своего путешествия и которые производят на него неизгладимое впечатление;

      дается характер высочайшего обобщения;

      синтезируются лучшие традиции прозы XIX в., разрабатываемые в произведениях таких авторов, как Пушкин, Лермонтов ("Бела" и "Герой нашего времени"), Гоголь (объезд помещиков в "Мертвых душах"), Тургенев, Толстой ("Кавказский пленник"), но Лесков по-новому переосмысливает эти традиции в трактовке темы и сюжета странничества, образов, жанра, композиции и языка.

4. "Сказ о тульском косом Левше"

"Сказ о тульском косом Левше" представляет собой разработку другой темы в творчестве Лескова — темы загубленных русских талантов, которая являлась превалирующей на протяжении всего творчества автора. Данное произведение имеет следующие особенности:

      рассказывает о талантливых русских людях — представителях народа, в судьбах которых присутствовали драматические события;

      раскрывает размышления автора о драматических, тяжелых условиях существования талантов в России и о причинах их гибели, которые кроются в безразличии общества к этим людям;

      сюжет и композиция выстроены на основе сравнения, сопоставления русской и английской действительности и отношения к талантливым людям;

      используется фольклорный материал.

5. Освоение Лесковым формы сказа

Сказ является одним из ведущих принципов повествования у Лескова, и это проявляется в следующем:

      герои сами рассказывают о себе, что способствует их предельному самораскрытию;

      активно используются различные формы устной речи;

      сюжет и композиция часто основываются на повествовании человека, который много повидал-посмотрел и обладает своей неповторимой манерой рассказывать;

      помогает раскрыть самобытность героев, будучи противопоставленной авторскому слову.

Развитие традиции сказа в творчестве Лескова имеет следующие особенности:

      ведет свое развитие от произведений Пушкина ("Повести Белкина"), Гоголя ("Вечера на хуторе близ Диканьки"), В. Даля и др.;

      впервые была применена в "Воительнице", где главная героиня Домна Платоновна ведет долгий рассказ о событиях своей жизни, и ее манера речи ярко индивидуализирована, наполнена метафорами, повторами, кардинальной сменой интонаций и т. п.;

      получила дальнейшее развитие в таких произведениях Лескова, как "Соборяне", "Запечатленный ангел", "Очарованный странник".

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:
Просмотров: 5478