Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Лесков Н.С.

Николай Лесков: обзор творчества писателя

  • Статья
  • Еще по теме

Николай Лесков — один из своеобразнейших русских писателей, широко и многогранно отразивший жизнь России второй половины XIX в. Он вошел в литературу с огромным запасом жизненных наблюдений, с писательской манерой, необычайно яркой и оригинальной. Николай Семенович Лесков не был тесно связан ни с одной какой-либо определенной социальной средой. Отец его — скромный чиновник, лишь после долголетней службы получивший дворянство, мать — из семьи богатого помещика. Дед по отцу — священник, бабушка по матери — из купеческого сословия.

Лесков рисовал нравы, характеры, бытовой уклад купечества, духовенства, помещичьей среды, дворовых крестьян. С молодых лет он начал службу чиновником в различных ведомствах и в связи с этим много ездил по России. В его произведениях запечатлена почти вся средняя полоса России, Украина, остров Валаам, башкирские степи и др.

Писатель любил старину, собирал редкие издания и старинные рукописи, отличался глубокими познаниями в области русской истории, искусства, богословия, этнографии, фольклора. Все это постоянно питало его творчество.

Талант писателя, его мастерство рассказчика, богатство языка особенно ярко раскрылись в повестях и рассказах. Николай Лесков никогда не был только бытописателем — это художник-гуманист, который поднимал и пытался разрешить большие общественные и нравственные проблемы.

Повесть «Житие одной бабы» (1868), которую автор впоследствии назвал «крестьянским романом» и озаглавил «Амур в лапоточках», является одним из антикрепостнических произведений Лескова. Писатель нарисовал жуткую картину мученической жизни крестьянки — чистой душой, кроткой, но гордой Насти, наделенной талантом «песельницы». Выданная насильно замуж, Настя бежит из дома с любимым. Попав в полицию, затем в тюрьму, пережив смерть ребенка, она теряет рассудок, погибает. Трагедию ее Лесков дает на фоне косного семейного быта и жестокого произвола властей дореформенной России.

Повесть «Леди Макбет Мценского уезда» Лесков создал в 1865 году. В описании истории любви и преступлений писатель достиг такой художественной выразительности, такой силы характеров, что Катерина Измайлова действительно напоминает порочную героиню шекспировской трагедии «Макбет». Охваченная страстью к приказчику мужа Сергею, Катерина Львовна борется за свое счастье способами жестокими, бесчеловечными. Николай Лесков ведет свой рассказ в спокойном тоне наблюдателя, почти бесстрастного летописца событий. Но в последних сценах повести, рисующих героиню Лескова на каторге, когда горе ее так глубоко, страдания поруганной любви и ревности так безразмерны, голос рассказчика уже не бесстрастен, повествование достигает необыкновенной трагической силы. Мы сострадаем ей, жалеем ее, понимая, что несчастная «Леди Макбет Мценского уезда» не только преступница, но и жертва страшного домостроевского уклада, косности купеческого быта.

В 1864 г. Н. Лесков опубликовал роман «Некуда», а в 1865—1871 гг. романы «На ножах» и «Обойденные». Все три они вошли в историю русской литературы как произведения, направленные против революционно-демократического движения.

В художественном отношении наиболее значителен первый из них — «Некуда», материалом для которого послужила реальная история молодой девушки, поселившейся в известной в то время Знаменской коммуне, устроенной писателем-демократом В. Слепцовым, поборником эмансипации женщин. Роман вызвал резкие отзывы революционной демократической критики и передовой журналистики 60-х гг. (статьи Д. Писарева «Прогулки по садам Российской словесности», В. Зайцева «Перлы и адаманты русской журналистики», рецензия М. Салтыкова-Щедрина).

Но, несмотря на известную тенденциозность автора в освещении важных вопросов русской жизни, роман представляет большой интерес. Талантливой рукой писателя-реалиста сделаны зарисовки провинциального помещичьего и чиновничьего быта, тонко очерчены многие образы романа, и в первую очередь его главной героини, Лизы Бахаровой. Девушка из дворянской семьи, умная и образованная, неудовлетворенная окружающей жизнью, жаждущая самопожертвования и настоящего дела, Лиза, попав в среду «новых людей», не находит и там применения своим силам и погибает. С симпатией изображен в романе молодой социалист Райнер, по выражению Лескова, «человек с доброй душой и с нежными, честными побуждениями». Прообразом Райнера автору послужил участник революционного движения поляк Артур Бенни, которого близко знал писатель и которому посвятил очерк «Загадочный человек».

Но в дальнейшем Николай Лесков никогда не обращался к темам, затронутым им в своих ранних, так называемых антинигилистических романах. Лишь в поздней повести «Заячий ремиз», написанной в 1895 г. и увидевшей свет лишь в 1917 г., Лесков коснулся этой темы, но уже совсем в другом аспекте. Здесь ирония автора направлена не на нигилистов, а на их официальных преследователей. Сюжет произведения составляют комические неудачные попытки захолустного станового изловить нигилистов. «Писана эта шутка манерою капризною в роде повествований Гофмана...» — говорил сам автор о своем произведении. И действительно, для этой повести Лескова характерны необычные комбинации словесных и композиционных средств, а украинский юмор (действие происходит на Украине) придает ей особый — веселый, забавный колорит. Но комизм вдруг исчезает в последних главах повести, и образ станового Перегуда приобретает драматическое звучание. Основной социально-обличительный смысл повести проявляется в парадоксальной ситуации: в воображении замученного и безнадежно больного человека, попавшего в сумасшедший дом, возникают мечты о том времени, когда люди перестанут «пожирать своих кормильцев».

Одна из ведущих тем творчества Лескова — утверждение духовной красоты, талантливости русского человека. Лесков говорил, что он всегда любил «живого человека, с его привязанностями, с его нервами, с его любовью к высшей правде». Писатель страстно искал и находил хороших людей, «праведников», в которых видел истинное богатство России.

Образ священника Савелия Туберозова из романа-хроники «Соборяне» (1872) положил начало целой серии произведений Лескова о русских «праведниках» (повести и рассказы «Очарованный странник», «Несмертельный Голован», «Скоморох Памфалон», «Однодум», «Пугало», «Фигура», «Интересные мужчины», «Человек на часах», «Кадетский монастырь» и др.).

«Соборяне» — эпопея жизни провинциальной Руси, горькая сатира, резко освещающая темные стороны русской действительности. Неотразимая сила впечатления, которое производит эта хроника, заключена в личности священника Савелия Туберозова, в его могучем характере, в его неустанных думах, неутомимых нравственных исканиях, в его трудной и возвышенной душевной жизни. Рядом с Туберозовым и его друг, русский богатырь дьякон Ахилла Десницын. И хотя Николай Лесков рисует лишь представителей церкви, в сущности, герои «Соборян» — правдоискатели, бунтари из народа, протестующие против лжи, лицемерия, продажности и духовных консисторских, и светских властей. Пленителен в «Соборянах» и образ жены Туберозова Натальи Николаевны, воплощающей для Лескова лучшие качества русской женщины — кротость, благородство, щедрость души.

Лескова привлекали натуры артистические, несущие людям радость искусства, наделенные пониманием прекрасного. Таковы персонажи повести «Очарованный странник» (1873), и в первую очередь сам герой произведения — «праведник» Иван Северьяныч Флягин. Доброта и простодушие сочетаются у него с широтой характера, страстностью и чисто русской удалью. Поиски красоты постоянно влекут Ивана Северьяныча к скитаниям по Руси — он исходил родную землю от Каспия до Невы. Бывший крепостной и укротитель барских лошадей, нянька грудного ребенка, балаганный актер и монастырский послушник — такова пестрая, многообразная его жизнь. В странствиях героя видятся нам бескрайние просторы Родины — орловские поместья, Пенза, заволжские степи, Нижний Новгород, Кавказ и Ладожское озеро, балаганы на Адмиралтейской площади в Петербурге.

Трагическая история красавицы цыганки Груши тесно переплетается с судьбой Ивана Северьяныча, вышедшего из всех жизненных испытаний «очарованным любовью к жизни и к людям» (М. Горький).

Лескова интересовали люди различных профессий, характеров, взглядов, он записывал их рассказы, случаи из жизни, легенды. Так возникали многие его произведения, в том числе «Запечатленный ангел» (1873) — художественно-документальное повествование о старинной иконописи, развернутое на фоне жизни рабочей артели каменщиков-староверов. От имени простонародного живописца Лесков рассказывает о мастерах Палеха и Мстеры, о чудесном письме Андрея Рублева, Симона Ушакова, о школах устюжских и вологодских, о росписях новгородской и киевской Софии.

Образы художников запечатлел Лесков и в других произведениях — неоконченном романе «Чертовы куклы», повести «Островитяне» (1873), где обрисовал картину быта и нравов петербургских немцев, поведал о талантливом художнике Истомине, образ которого явился своеобразным откликом писателя на споры о роли искусства в жизни общества.

Николай Лесков — автор исторических хроник «Старые годы в селе Плодомасове» (1869) и «Захудалый род. Семейная хроника князей Протозановых (Из записок В. Д. П.)» (1874). В спокойном повествовательном тоне воспроизведена русская жизнь XVIII в., поместный быт, выражены мысли писателя о судьбах русского дворянства, родовой знати.

Своеобразие творческой манеры Лескова, прежде всего, проявилось в языке его персонажей. Лесков известен как мастер художественного повествования, оригинальной композиции, живого и занимательного изложения сюжета. Мы найдем у него и эпические сказы, и забавный анекдот, и выдумку, и разящий памфлет, как, например, «Железная воля» (1876), направленный против высокомерной ограниченности и педантизма. Произведения Лескова, прежде всего «Леди Макбет Мценского уезда» и «Очарованный странник», иллюстрировали художники М. Микешин, Б. Кустодиев, Н. Кузьмин, И. Глазунов и др.

Повесть «Леди Макбет Мценского уезда» вдохновила выдающегося советского композитора Д. Шостаковича. Его опера «Катерина Измайлова» обошла многие театры мира.

В 1946 г. в Москве в театре «Ромэн» был поставлен спектакль «Грушенька» по повести «Очарованный странник» с актрисой Лялей Черной в главной роли. «Очарованный странник» был также инсценирован на Центральном телевидении с участием Н. Симонова, Т. Дорониной, В. Стржельчика. В 1980 г. в Государственном академическом театре им. В. Маяковского поставлен спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» с Н. Гундаревой в главной роли.

Повесть «Леди Макбет Мценского уезда» неоднократно экранизировалась — в 1916, 1926 гг. (с участием Н. Симонова в роли Сергея) — в нашей стране, в 1962 г.— в Югославии под названием «Сибирская леди Макбет» (музыка Д. Шостаковича).

Источник: Энциклопедия русской жизни. Роман и повесть в России второй половины XVIII - начала XX в. / Под ред. В.И. Кулешова. - М.: Книжная палата, 1988

Понравился материал?
18
Рассказать друзьям:
Просмотров: 6763