Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Лермонтов М.Ю.

Биография и творчество Лермонтова М.Ю. (подробно)

  • Статья
  • Еще по теме

Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт, прозаик, драматург. Родился 3 (15) октября 1814 года в Москве. Отец его был сыном армейского капитана. Мать, урожденная Арсеньева, принадлежала по материнской линии к богатому и влиятельному роду Столыпиных. Брак родителей был несчастливым. Мать Лермонтова рано скончалась и мальчика забрала к себе его бабушка по матери Е. А. Арсеньева, умная и властная женщина. Она отстранила отца от воспитания сына. Детство Лермонтова прошло в имении Тарханы Пензенской области. Мальчик получил прекрасное домашнее образование, с ранних лет свободно говорил на немецком и французском языках. Как-то раз бабушка вывезла его на воды на Кавказ. Впечатления этой поездки отразились в ранних стихах поэта.

В 1827 году семья переезжает в Москву. Здесь Лермонтов учится в одном из лучших учебных заведений страны — Московском университетском благородном пансионе, где он получает хорошее гуманитарное образование. Уже в Тарханах был заметен интерес Лермонтова к литературе, особенно его привлекает творчество А. С. Пушкина и Байрона. Под влиянием произведений последнего Лермонтов пишет несколько поэм: «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата» (1828—1829). В этих «байронических поэмах» героем становится сильная, волевая личность, противостоящая обществу. Он жертва этого общества и мстит ему за это. Любовь такого героя обычно носит трагический характер и приносит ему страдания, которые приводят к духовному очищению. Идея об очищении через страдание будет присутствовать и в более поздних произведениях Лермонтова. В 1829 году поэт задумывает поэму «Демон». Работа над ней будет продолжаться почти всю его жизнь.

Во время учебы на нравственно-политическом отделении Московского университета юноша оказывается в атмосфере независимого студенчества, где еще витал дух декабристов, читались запрещенные стихи Рылеева и Пушкина, действовали философско-политические кружки В. Г. Белинского и А. И. Герцена. Несмотря на то, что Лермонтов держится обособленно, эти настроения ему близки. Он приветствует Июльскую революцию во Франции («30 июля 1830 года»). В поэме «Последний сын вольности» Лермонтов рассказывает о борьбе Новгородской республики с тиранией и гибели за вольность. Но в его творчестве социально-политические идеи уже не высказываются непосредственно, они выражаются через духовную жизнь героя, анализирующего окружающую действительность. Его герой чужд жизни, обрекающей мыслящего человека на одиночество. Байрон становится для него самым близким по духу поэтом. Чувство в лирике Лермонтова в этот период драматизировано и гиперболизировано. («Благодарю!», «Зови надежду сновиденьем...»). В произведениях, посвященных Н. Ф. Ивановой, Лермонтов предстает в облике поэта, гибнущего в изгнании или казненного.

После 1831 года Лермонтов обращается к лиро-эпическим формам, в которых повествование ведется от лица лирического героя. Это давало большую свободу в выборе тем, сюжетов, образов, чем повествование в форме дневниковых записей, которое использовалось поэтом ранее. Он начинает работать над романом о крестьянской войне 1773— 1775 года под руководством Пугачева. В романе «Вадим» уже присутствует описание быта, примеры произвола помещиков, но и сохранен дух байронических поэм. Его герой близок байроническому, язык романа подчеркнуто экспрессивный и возвышенный.

Поэмы Лермонтова этого периода можно разделить на две группы: кавказскую («Измаил бей») и историческую («Последний сын вольности»). Герой исторической поэмы суров и сдержан, с трагической судьбой. «Кавказская» поэма насыщена авторскими отступлениями, ее главный персонаж ближе к естественному, но имеет и черты цивилизованного героя, так как воспитывался в России.

В 1832 году Лермонтов уходит из университета и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских офицеров. Через два года он ее заканчивает, а в 1835 году отдает в печать поэму «Хаджи-Абрек», и отсылает на цензуру первый вариант драмы «Маскарад». Герой этой драмы порвал с обществом, но не освободился от его влияния. Это мешает ему поверить в невиновность любимой женщины. Собственная испорченность убеждает Арбенина в неверности жены и он отравляет ее, лишив себя самого дорогого на свете человека. Арбенин наказан не смертью, а именно продолжающейся жизнью и сумасшествием. Так Лермонтов переосмысливает байронического героя. Правота Арбенина доказывается не его собственной судьбой, а судьбой его жены — Нины. Отказавшийся от общества Звездичей и Казариных, но воспитанный им, Арбенин остается в одиночестве.

Эта драма являлась таким дерзким вызовом придворной аристократии, что, несмотря на многочисленные переделки по требованию цензуры, разрешение на ее постановку так и не было дано при жизни Лермонтова.

В 1835—1836 годах Лермонтов живет в Петербурге и сближается со многими людьми, близкими к Пушкину, хотя с самим поэтом он не был знаком лично. Известие о ранении Пушкина вызвало взрыв негодования и выражение любви к поэту, невиданные ранее в истории мировой культуры. Около дома Пушкина дежурили тысячи людей. Столичное общество разделилось на два лагеря: аристократия обвиняла во всем поэта, демократические круги считали его смерть национальным бедствием.

Для подавления общественного протеста правительство приняло чрезвычайные меры при похоронах поэта. Его тело было тайно вывезено из дома ночью, чтобы похороны не превратились в манифестацию.

В этой обстановке стихотворение Лермонтова «Смерть поэта» было воспринято как акт гражданского мужества и политического протеста. Поэту хватило духа назвать истинных виновников гибели Пушкина — аристократию, добившуюся положения в обществе путем интриг, любовных связей, потеснив при этом потомков древних родов, прославившихся на военном и государственном поприщах, каким был и род Пушкиных. Заключительные строки стихотворения были расценены как призыв к революции, и Лермонтов был арестован.

В марте 1837 года поэта высылают на Кавказ. Он объездил всю Кавказскую линию, побывал в Пятигорске, Тифлисе, Ставрополе. Познакомился с декабристом А. И. Одоевским, молодым В. Г. Белинским. Лермонтов принадлежит к другому поколению, для него характерны ироническое отношение к восторженности и стремление уклониться от серьезных тем в разговоре. Но общение с декабристами помогает Лермонтову лучше понять судьбу собственного поколения. В 1837 году он пишет стихотворение «Бородино», в котором противопоставляются «богатыри» 1812 года и «нынешнее племя». В этом произведении об историческом событии рассказано устами простого солдата, как бы изнутри боя. Основой стихотворения послужили рассказы участников сражения, среди которых были родственники поэта.

В 1838 году размышления поэта о своем поколении выразились в стихотворении «Дума». Его современники увидели в нем выражение собственных мыслей и чувств. В. Г. Белинский писал, что «оно написано кровью: «…это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснее физической смерти!..»

В стихотворении «Поэт» (1838) автор обратился к теме декабрьского восстания. Вслед за Пушкиным и декабристами, Лермонтов видит предназначение поэта в активном участии в политической борьбе. Отсюда сравнение поэта с такими символами борьбы и свободы, как кинжал и вечевой колокол. Современники Лермонтова без труда понимали, что автор говорит в стихотворении о состоянии русской поэзии после трагической гибели Пушкина. Поэт остается верен прежним идеалам, а читатель уверен, что «осмеянный пророк» все-таки сумеет воспользоваться своим клинком, хоть и покрытым «ржавчиной презренья».

Во время кавказской ссылки Лермонтов познакомился с жизнью самых разных социальных слоев, ближе узнал народную жизнь, быт казачьих станиц и народов Кавказа. Все это отразилось в его произведениях «Дары Терека» и «Казачьей колыбельной песне».

Благодаря хлопотам бабушки срок ссылки удалось сократить. 1838—1840 годы и начало 1841 поэт проводит в Петербурге. Это были годы его известности. Лермонтова воспринимают как поэтического наследника Пушкина. Он входит в пушкинский литературный круг, знакомится с В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, семьей Карамзиных, печатается в основанном Пушкиным «Современнике». Но творческий путь у Лермонтова собственный. В 1837 году он пишет эпическую поэму «Песню про купца Калашникова». В этой поэме могучие образы богатыря Калашникова и «колоссальный образ» Грозного противопоставляются современникам поэта, неспособным на подвиг. Как и в стихотворении «Дума», Лермонтов открыто говорит правду о состоянии совести и духа в обществе после подавления восстания декабристов.

К 1839 году Лермонтов завершает свою поэму «Демон», над которой работал с юности. Редакции этой поэмы отражают изменение взглядов Лермонтова на роль романтического героя. Погубив Тамару, Демон наказывается не только одиночеством, но и возвышением жертвы над ним. Образ Тамары равновелик образу Демона. Ее любовь также самоотверженна и полна искупительного страдания. В этом произведении очень сильны богоборческие мотивы, что стало причиной запрещения поэмы.

В 1839 году поэт пишет другую романтическую поэму — «Мцыри». Поэмы «Мцыри» и «Демон» многое объединяет. Ее герой также пытается вырваться из мира, обрекшего его на одиночество, он столь же силен духом, как и Демон. Мцыри восстает против своих покровителей, потому что отрицает их понимание мира. Любовь к свободе, родине, природе вынуждает Мцыри бежать из монастыря, который из убежища превращается в тюрьму. Но Мцыри так и не удается оторваться от монастыря, весь путь, полный опасностей и подвигов, пролегает в его окрестностях. Его бегство-освобождение становится бесцельным кружением. В этом видно отражение романтической идеи о непреодолимости рока, пессимистический пафос произведения.

В феврале 1839 года Лермонтов заканчивает свой роман «Герой нашего времени», в котором исследовал духовный мир современного ему человека. В этом произведении автор отказался от хронологической последовательности повествования. Он показывает своего героя сначала «извне», потом «изнутри», через восприятие человека не его круга — Максима Максимовича — и через рассказ путешествующего офицера, рассказавшего нам историю Бэлы. Только потом читатель узнает о смерти Печорина и прочтет его дневник. Эта последовательность повестей, написанных каждая в своем жанре и объединенная единым героем, стала первым в русской литературе психологическим романом.

В марте 1840 года Лермонтова ссылают на Кавказ за дуэль с сыном французского посла Э. де Барантом. Несмотря на то, что причины дуэли были личные, она получила значение защиты национального достоинства.

В июне 1840 года Лермонтов участвует в кровопролитных боях, проявив незаурядное мужество. В феврале поэт приезжает в отпуск в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но царь отклоняет ходатайство. Через три месяца поэт возвращается на Кавказ, не добившись отставки, о которой ходатайствовал. Он полон творческих планов. В мае Лермонтов останавливается в Пятигорске. Он пишет ряд стихотворений, которые стали вершиной его творчества: «Утес», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Пророк». В Пятигорске он попадает в общество своих знакомых, среди которых находится его товарищ по юнкерской школе Н. С. Мартынов. Это был недалекий и болезненно самолюбивый человек. Одна из шуток Лермонтова его обидела, и Мартынов вызвал поэта на дуэль. Вызов был принят.

15 июля 1841 года состоялась дуэль, и Лермонтов был убит. Его смерть имела широкий общественный резонанс. Современники поэта утверждали, что здесь имел место заговор, но вернее будет сказать, что поэт стал жертвой условностей, принятых в обществе. Всем своим творчеством поэт восставал против тирании и деспотизма, утверждал свободу и равенство.

Источник: Краткий справочник школьника. Русская литература / Авт.-сост. И.Н. Агекян. - Мн.: Современный литератор, 2002

Понравился материал?
3
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2315