Меню сайта
Главная » Статьи » Литература 19 века » Лермонтов М.Ю.

В категории материалов: 72
Показано материалов: 21-30
Страницы: « 1 2 3 4 5 ... 7 8 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам

Повесть «Фаталист» завершает роман, однако точка, которую автор ставит в конце неё, — мнимая, поскольку герой в финале романа опять оказывается в крепости, словно вновь начиная свой «романный» путь. Кольцевая композиция — намеренный приём, призванный замкнуть повествование в круг, сделать разговор о человеке бесконечным. Применяя этот приём, Лермонтов достигает эффекта представления героя, с одной стороны, как человека конкретного, с другой — как человека вечного, родового.


Повесть «Княжна Мери» следует за «Таманью», в ней рассказывается о событиях сорокадневного пребывания Печорина на целебных водах в Пятигорске и Кисловодске. Интересно, что если основные события в «Тамани» происходили ночью, то повесть «Княжна Мери» начинается в пять часов утра (кстати, в пять часов утра герой возвращается домой и в конце повести, не догнав свою возлюбленную — Веру).


«Тамань» — самая таинственная и поэтическая повесть романа. Идейное значение повести определяется не сразу, поскольку читателя захватывают загадочные события, завораживает атмосфера, в которой они происходят. Обращают на себя внимание и изобразительные средства, используемые в «Тамани»: автор не столько использует слова, сколько графически вычерчивает пейзаж, героев, действия. Удаётся Лермонтову и мастерское звуковое оформление текста: мы слышим шум волнующегося моря, странные интонации реплик девушки-ундины, одинокий плач слепого мальчика.


Повесть «Максим Максимыч» по своей роли в структуре романа выполняет связующую функцию: она соединяет повесть «Бэла» и «Журнал Печорина» как в сюжетном, так и в идейном плане. Печорин, расставшись с Максимом Максимычем в предыдущей повести, вскоре встречает его во Владикавказе, где и разворачивается короткое действие главы-связки. Там он получает от штабс-капитана тетради с записками Печорина, которые легли в основу «Журнала Печорина».


Проблема героя является центральной в романе, на что указывает его название — «Герой нашего времени». Однако когда роман создавался, он назывался по-другому — «Один из героев начала века». Различие между этими названиями имеет принципиальный характер. Если бы Лермонтов оставил черновое название, его герой был бы поставлен в ряд многих других героев.


Проблематика и идея поэмы обнаруживаются при последовательном чтении, что позволяет разделить текст на композиционно значимые части. После вступительных двух первых главок с начальных строк третьей жанр и характер содержания меняются:


Поэма названа «Мцыри», что, как отметил в примечании сам Лермонтов, означает «послушник», «неслужащий монах». В рукописи Лермонтов намеревался назвать её «Бэри» — монах. Эпиграф первоначально также был иным — фраза на французском языке, означающая: «У каждого бывает только одно отечество». В окончательной редакции поэмы эпиграф изменился на библейское изречение из Первой книги Царств: «Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю».


Философский поэтический этюд «Утёс» тоже написан Лермонтовым в 1841 году, в нём поэт обобщает мотивы судьбы, возникавшие во многих предшествующих стихотворениях. Словесно-образная структура «Утёса» основана на символике, что подчёркивает тенденцию в лирике поэта к развитию образа-символа, проявившуюся ещё в стихотворении «Парус» (1832).


В мае — июне 1841 года Лермонтов пишет свои последние лирические стихотворения, каждое из которых стало драгоценным украшением в сокровищнице русской поэзии. Среди них стихотворение «Пророк» — итог раздумий Лермонтова о роли поэта в жизни и обществе. Вспомним стихотворение «Пророк» Пушкина (1826), его финальную часть:


Стихотворение «Смерть Поэта» — особенное. Оно выделяется своими художественными достоинствами, но прежде всего его значение определяется историческими фактами, которые стоят за историей создания этого трагического произведения. 27 января 1837 года на Чёрной речке под Санкт-Петербургом на дуэли с поручиком Жоржем Дантесом был смертельно ранен Александр Сергеевич Пушкин. Через два дня великий поэт умер.


1-10 11-20 21-30 31-40 41-50 ... 61-70 71-72