Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Крылов И.А.

Иван Андреевич Крылов: биография и творчество баснописца

  • Статья
  • Еще по теме

В жизни Ивана Андреевича Крылова (1769-1844) было много событий, которые можно истолковать по-разному: и карточным шулером якобы он был, и баснями своими пытался пробить себе дорогу к богатству и власти, не очень-то при этом разбираясь в средствах… Недоброжелатели баснописца (а таковых было немало, многих нещадно высмеял он в своих совершенных по форме баснях) распространяли о нем разные слухи, но, как это ни странно, репутацию Крылова эти слухи не подрывали, скорее, наоборот, упрочивали мнение о том, что Иван Андреевич Крылов, биографию и творчество которого мы рассмотрим, является великим русским баснописцем.

Он родился в 1769-м году в Москве, однако детство его прошло в Твери, где, в возрасте десяти лет, Крылов начал служить "подканцеляристом" в губернском магистрате. В 1782-м году семья переезжает в Москву, а в следующем году Крылов становится канцеляристом Петербургской казенной палаты и... автором комической оперы в стихах "Кофейница", вслед за которой был создан ряд комедий и трагедий, так и не увидевших сцены.

С 1788-го года Иван Крылов сотрудничает в журнале "Утренние часы", где, наряду со статьями и стихотворениями, он анонимно опубликовал и первые свои басни. А в следующем году уже сам Крылов становится издателем сатирического журнала "Почта духов", занявшего заметное место в периодике своего времени. Иван Андреевич продолжал сатирические традиции Фонвизина и Новикова, однако он значительно расширил круг явлений, которые подвергались сатирическому осмеянию как вредящие утверждению передовых идей в России, можно сказать, что мимо его острого пера не проходило ни одно мало-мальски заметное негативное явление, на которые он откликался остросатирическими "письмами", обличая недостатки с помощью "эзоповского языка". Именно это привело к закрытию журнала в августе 1789-го года. После этого Крылов еще дважды пытался издавать журналы ("Зритель", 1792-й год, Москва; "Санкт-Петербургский Меркурий", 1793-й год).

В 1792-м году писатель создает остросатирическую "восточную повесть" "Каиб", в которой высмеивает правление Екатерины II, в этом же году он пишет произведение "Мысли философа по моде...", где высмеиваются пороки худшей части дворянства. Журналистская деятельность Крылова вынудила его уехать на несколько лет в провинцию, подальше от "сиятельных глаз" (именно в эти годы он якобы зарабатывал себе на жизнь шулерством...), в 1800-м году он пишет "шутотрагедию" "Подщипа", которая была поставлена в Казацком - имении князя Голицына в Киевской губернии, где жил тогда ее автор. После смерти Павла I Крылов, "при Голицыне", уехал в Ригу, а вскоре вышел в отставку и поселился в Москве, где в январском номере журнала "Московский зритель" за 1806-й год были напечатаны его первые басни. В начале этого же года писатель окончательно возвращается в Петербург, где посвящает себя созданию басен и службе в Публичной Библиотеке, принимает активное участие в литературной жизни, становится одним из самых известных русских литераторов.

Помимо басен, в 1806-07-м годах он пишет комедии "Урок дочкам" и "Модная лавка", комическую оперу "Илья-Богатырь", пользовавшиеся большим успехом у зрителей, в 1808-м году принимает участие в журнале "Театральный вестник". Драматургия этих лет стала заметным литературным явлением, но главным для него все же оставались басни, первая книга которых вышла в 1809-м году.

Война 1812-го года нашла отражение в творчестве Крылова, он создал ряд актуальных басен ("Волк на псарне", "Ворона и Курица", "Щука и Кот"), в которых его патриотизм нашёл выражение в оригинальных басенных сюжетах и художественных образах. После войны басенное творчество Крылова развивалось в русле откликов баснописца на те события, которые его затрагивали, и очень многие его современники "прославились" тем, что в иносказательной форме стали героями его басен.

В 1838-м году Крылова чествовали в связи с 50-летнем его литературной деятельности, к этому времени его басни были известны в России и за рубежом, он получил неофициальный титул "дедушка Крылов" и достиг вершин славы: всенародного признания. В 1843-м году Иван Андреевич подготовил к печати полное собрание своих басен, и это стало его последней литературной работой.

Крылов, биографию и творчество которого мы рассмотрели, вошел в русскую литературу как крупнейший русский баснописец, ему удалось создать русскую басню с присущим ей национальным колоритом, с отражением в ней всех сторон русской жизни, с блестящим "эзоповым языком", благодаря которому он мог донести до читателя свой взгляд на Россию и ее народ, высмеять тех людей и те явления, которые считал достойными осмеяния. Однако главным достоинством басен Крылова является их общечеловеческий нравственный пафос, который, вместе с их высокими художественными достоинствами, обусловил их вневременное значение, позволил им пережить своё время и стать одной из важнейших частей культурной и духовной жизни русского народа, без которой сейчас просто невозможно вообразить русскую литературу.

Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. - М.: ФЛИНТА, 2014

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:
Просмотров: 3629