Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Крылов И.А.

Творчество Крылова И.А. (конспект лекции)

  • Статья
  • Еще по теме

1. Творческий путь И.А. Крылова

2. Тематика произведений

3. Художественный метод и стиль

4. Литературная позиция

1. Творческий путь И.А. Крылова

Творчество Ивана Андреевича Крылова явилось следствием влияния на русскую литературу творчества и идей Радищева, и в нем отразились бунтарские идеи предшественника Крылова. В связи с этим Крылов был одним из революционных бунтарских писателей в русской литературе конца XVIII в. Творческий путь Крылова можно охарактеризовать следующим образом:

      наличие жестких бунтарских и сатирических ноток уже в первом произведении — комической опере "Кофейница" (1783-1784), написанной Крыловым в возрасте 14 лет и представляющей собой социальную сатиру, которая впоследствии выразилась в его творчестве в полной мере;

      внесение в свои ранние произведения серьезности и реализма в описании вещей и действительности, а также темы ненависти к помещикам и крепостному праву;

      создание трагедии "Филомена" (1786), которая, являясь произведением еще не совсем зрелого автора, тем не менее содержит в себе следующие особенности:

•        влияние традиций Сумарокова и французской драматургии;

•        постановка острых политических проблем и вопросов — права царя на произвол, семейной морали, права народа на восстание и завоевание своей свободы;

•        попытка написать идейную, принципиальную и смелую пьесу;

      создание в основном комедий (1786-1788), среди которых "Бешеная семья", "Сочинитель в прихожей", "Проказники", которые имели следующие особенности:

•        центральная тема — разложение нравов дворянства;

•        присутствие черт сатиры и фарса, причем сатира приобретает ярко выраженный социальный характер;

•        смешение элементов сумароковского фарса с реализмом Фонвизина, что в результате привело к возникновению гротескных форм изображения реальности;

      неприятие "писателей", посвятивших себя созданию хвалебных од для знатных вельмож;

      использование литературы, в частности комедий, как плацдарма для политических "сражений" с дворянскими либералами и помещичьей культурой через критику и обличение их нравов, жизни;

      работа в качестве писателя в журналах "Лекарство от Скуки и Забот", "Утренние часы";

      издание собственного журнала "Почта духов", содержащего в себе анонимные очерки в виде переписки разных духов, эльфов и т. д. с волшебником Маликулмульком;

      основание после закрытия "Почты духов" типографии "Крылова с товарыщи ", в которой печаталось множество книг, выходил журнал "Зритель", являвшийся по своему характеру антидворянским;

      издание журнала "Санкт-Петербургский Меркурий", явившегося продолжением "Зрителя";

      создание первых в русской поэзии дружеских посланий, основанных на лирике Державина и традициях западной поэзии, и этот жанр впоследствии развивался в творчестве Карамзина, Жуковского, Батюшкова, молодого Пушкина.

2. Тематика произведений

Тематика творчества Крылова включала в себя следующе темы:

      критика существующей системы власти;

      обличение и критика культуры крепостническо-бюрократического государства;

      обличение распущенности и падения нравов знати, вельмож, дворян и помещиков;

      выступление против права дворян и вообще "богатеев" на власть;

      борьба с засильем иностранщины, в частности иностранных товаров, и склонностью ко всему иностранному;

      критика купцов за их поддержку самодержавия;

      демократические тенденции в тематике произведений.

3. Художественный метод и стиль

Художественный метод и стиль Крылова имели следующие особенности:

      приверженность, хотя в меньшей степени, чем у Радищева, сентиментализму, который выражается у Крылова следующим образом:

•        яркое и широкое изображение быта;

•        построение индивидуального характера человека;

•        элементы реалистического психологического романа о бедном человеке;

      приверженность французскому, в частности вольтеровскому, литературному стилю, который выражается у Крылова следующим образом:

•        ядовитый, жесткий сарказм;

•        беглые и краткие характеристики людей;

•        множество быстро сменяющихся сатирических тем-образов;

•        жесткая уничтожающая ирония;

•        легкость и точность, остроумие изложения;

      своеобразие и новаторство поэзии, которое заключается в следующем:

•        впервые появление в русской литературе жанра дружеского послания;

•        свободный поток, легкость и простота изложения;

•        влияние державинской лирики и использование его образов, мотивов и стилистических приемов;

•        свобода от классической строфы и классических жанров;

•        сплетение лирики, сатиры, бытописания в стихотворную беседу автора с самим собой;

•        внутреннее единство стихотворений через свободу личного высказывания и индивидуальной речи;

•        преодоление дворянской эстетики классицизма и в то же время минимальное влияние сентиментализма, что проявлялось в резком сатирическом тоне многих стихов и использовании демократической простой речи;

•        создание стихов социально-философской направленности, которые содержат в себе злую сатиру, мотивы руссоизма, протеста, обличения дворянского общества;

      создание множества басен, в которых ярко проступил литературный талант Крылова и которые имели следующие характеристики:

•        обличение и ненависть по отношению к монархии, дворянству, бюрократии;

•        наблюдение за реальной жизнью и ее реальное описание;

•        аллегорическое изображение многих политических событий и деятелей;

•        реализм и демократизм, проявившийся в первую очередь в простом народном языке.

4. Литературная позиция

Литературную позицию Крылова можно охарактеризовать следующим образом:

      связь с направлением, родоначальником которого в русской литературе был Радищев;

      развитие в сторону реалистического подхода в изображении действительности;

      использование элементов психологизма, конкретного представления психологии и быта;

      тяготение к сатирическому жанру в творчестве;

      воздействие на сатирические произведения художественной публицистики романов Дидро, который являлся представителем радикального французского сентиментализма;

      отрицание и борьба с дворянским консерватизмом карамзиновского характера - умиротворенного и пассивного.

Источник: Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2006

Понравился материал?
6
Рассказать друзьям:
Просмотров: 6474