Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Гончаров И.А.

Сочинение: Образ Обломова в романе Гончарова "Обломов"

  • Статья
  • Еще по теме

Накануне реформы 1861 года усилился дух критики кре­постного права, его пагубного влияния на человека. Читающая публика ждала появления произведений талантливых авторов с особенным нетерпением. И когда в 1859 году появился дол­гожданный роман «Обломов» И.А. Гончарова, похвалы посы­пались со всех сторон. Демократ Добролюбов увидел в типе Обломова «знамение времени» и дал уничтожающую характе­ристику обломовщине как общественному явлению. Только Л.Н. Толстой заметил за злободневностью романа «...успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный...»

Секрет «невременного успеха» «Обломова» заключался в неоднозначности образа главного героя, в игре светотени его характера, в невозможности безапелляционного приговора ему. Тот же Добролюбов, осудивший обломовщину, отметил, что в каждом сидит значительная часть Обломова.

Как у каждой реки есть исток, так и у главного героя его начало — Обломовка, обломок рая на земле, зачарованное царство, в котором жизнь принимается «как идеал покоя и бездействия», труд — как наказание для всего человечества, а счастье идет от незнания, что творится вокруг. Символ Обломовки — всепоглощающий сон, истинное подобие смерти. В этом «сонном царстве» жили отцы и деды, да и сам герой, Илья Ильич Обломов.

Маленький Илюша рос, как тепличный цветок, в холе и неге ничегонеделания под нашептываемые няней сказки о неведомой стране, где нет труда, где текут молочные реки и гуляют добрые молодцы и красавицы. Только иногда, пользу­ясь свободой, когда Обломовка была объята послеобеденным сном, он убегал из дома и делал то, что ему запрещали, как обычный мальчишка. И мечтал, как мальчишка, о чем-нибудь героическом, но сказочно-былинном. Как Илья Муромец, про­сидевший тридцать лет и три года, он должен был встать, распрямиться и... Не встал.

По приезде в Петербург после учебы он все готовился к поприщу, к роли — службе, разумеется, но шли годы, а он ни на шаг не продвинулся и стоял на пороге. Труд у него всегда был синонимом скуки, но служба разочаровала его не только этим. Пустые хлопоты, атмосфера искательства претили ему. Он вышел в отставку.

Роль в обществе хоть и удавалась Обломову, но быстро надоела, как надоело надевать фрак и каждый день бриться. Он облачился в восточный халат и улегся на диван, махнув рукой на юношеские надежды. Чтение книг, науки, хозяйственные дела его занимали недолго, в них он видел сложный архив мертвых дел, цифр, религий, мешающих человеку жить, зато в мечтах он воздвигал особый мир, спокойный и гармоничный, отвлеченный от вечной суеты.

Попытка Штольца вывести его из этого состояния встрети­ла, в общем, верную отповедь. Петербургская жизнь не устраи­вала Обломова вечной беготней взапуски, игрой дрянных стра­стишек, за которыми нет человека, а есть мелочность. Что там искать? У этих мертвецов, притворяющихся людьми, нет ни ума, ни сердца, они только и ждут случая напакостить ближ­нему. Чем виноватее их Обломов, лежащий на диване и нико­му не причиняющий зла? Ведь все суетятся и подличают ради такого же покоя в будущем. Так в романе критике патриар­хальной отсталости сонной Обломовки сопутствует критика самоцельного практицизма, носителем которой является «новый человек» Штольц.

Какую-то ущербность нового поймет и Ольга Ильин­ская. Выйдя замуж, она будет помнить свою первую лю­бовь к Обломову, ставя его в сердце выше Штольца. Чувство Обломова к Ольге сильнее, непосредственнее, чище, оно парящее, как и сам Илья Ильич в период ост­рой влюбленности. Но когда возникает потребность пожерт­вовать покоем, он пасует, уходит в сторону на проторен­ный путь бездействия и уюта, созданный Агафьей Матве­евной. Разве просто дается ему это? Понимая свое несо­вершенство, Обломов каждый свой отход от реальной жизни переживает мучительно, как шекспировскую трагедию, накал которой снижает лишь авторская ирония. «Быть или не быть!» Обломов приподнялся было с кресла, но попал сразу ногой в туфлю и сел опять».

В современной ему действительности герой не находит дела по душе. Он инертен и апатичен, он барин, «у него есть Захар и еще триста Захаров», работающих на него. Он гордится тем, что ему не надо работать из нужды, не надо даже натягивать чулки по утрам. Поэтому сопротив­ляемость его окружающим несчастьям ничтожно мала. Обломов теряет Ольгу, его обманывает жулик-староста, Тарантьев почти отнимает имение, но он казнится из-за неумения жить деятельной и полной жизнью, ему вообще совестно жить на свете.

Умирает он тихо, незаметно, кротко переходя от сна жизни в Вечный Сон. И жаль его, потому что не было в нем ни одной фальшивой ноты, не пристало к нему грязи, он не поклонялся лжи. «Это хрустальная прозрачная душа, таких людей мало, они редки; это перлы в толпе!..»

Вот она, перед нами, загадочная, несостоявшаяся жизнь несовершенного человека. Впрочем, так ли это?

Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 56