Сочинение: Образ Обломова в романе Гончарова "Обломов"
Накануне реформы 1861 года усилился дух критики крепостного права, его пагубного влияния на человека. Читающая публика ждала появления произведений талантливых авторов с особенным нетерпением. И когда в 1859 году появился долгожданный роман «Обломов» И.А. Гончарова, похвалы посыпались со всех сторон. Демократ Добролюбов увидел в типе Обломова «знамение времени» и дал уничтожающую характеристику обломовщине как общественному явлению. Только Л.Н. Толстой заметил за злободневностью романа «...успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и невременный...» Секрет «невременного успеха» «Обломова» заключался в неоднозначности образа главного героя, в игре светотени его характера, в невозможности безапелляционного приговора ему. Тот же Добролюбов, осудивший обломовщину, отметил, что в каждом сидит значительная часть Обломова. Как у каждой реки есть исток, так и у главного героя его начало — Обломовка, обломок рая на земле, зачарованное царство, в котором жизнь принимается «как идеал покоя и бездействия», труд — как наказание для всего человечества, а счастье идет от незнания, что творится вокруг. Символ Обломовки — всепоглощающий сон, истинное подобие смерти. В этом «сонном царстве» жили отцы и деды, да и сам герой, Илья Ильич Обломов. Маленький Илюша рос, как тепличный цветок, в холе и неге ничегонеделания под нашептываемые няней сказки о неведомой стране, где нет труда, где текут молочные реки и гуляют добрые молодцы и красавицы. Только иногда, пользуясь свободой, когда Обломовка была объята послеобеденным сном, он убегал из дома и делал то, что ему запрещали, как обычный мальчишка. И мечтал, как мальчишка, о чем-нибудь героическом, но сказочно-былинном. Как Илья Муромец, просидевший тридцать лет и три года, он должен был встать, распрямиться и... Не встал. По приезде в Петербург после учебы он все готовился к поприщу, к роли — службе, разумеется, но шли годы, а он ни на шаг не продвинулся и стоял на пороге. Труд у него всегда был синонимом скуки, но служба разочаровала его не только этим. Пустые хлопоты, атмосфера искательства претили ему. Он вышел в отставку. Роль в обществе хоть и удавалась Обломову, но быстро надоела, как надоело надевать фрак и каждый день бриться. Он облачился в восточный халат и улегся на диван, махнув рукой на юношеские надежды. Чтение книг, науки, хозяйственные дела его занимали недолго, в них он видел сложный архив мертвых дел, цифр, религий, мешающих человеку жить, зато в мечтах он воздвигал особый мир, спокойный и гармоничный, отвлеченный от вечной суеты. Попытка Штольца вывести его из этого состояния встретила, в общем, верную отповедь. Петербургская жизнь не устраивала Обломова вечной беготней взапуски, игрой дрянных страстишек, за которыми нет человека, а есть мелочность. Что там искать? У этих мертвецов, притворяющихся людьми, нет ни ума, ни сердца, они только и ждут случая напакостить ближнему. Чем виноватее их Обломов, лежащий на диване и никому не причиняющий зла? Ведь все суетятся и подличают ради такого же покоя в будущем. Так в романе критике патриархальной отсталости сонной Обломовки сопутствует критика самоцельного практицизма, носителем которой является «новый человек» Штольц. Какую-то ущербность нового поймет и Ольга Ильинская. Выйдя замуж, она будет помнить свою первую любовь к Обломову, ставя его в сердце выше Штольца. Чувство Обломова к Ольге сильнее, непосредственнее, чище, оно парящее, как и сам Илья Ильич в период острой влюбленности. Но когда возникает потребность пожертвовать покоем, он пасует, уходит в сторону на проторенный путь бездействия и уюта, созданный Агафьей Матвеевной. Разве просто дается ему это? Понимая свое несовершенство, Обломов каждый свой отход от реальной жизни переживает мучительно, как шекспировскую трагедию, накал которой снижает лишь авторская ирония. «Быть или не быть!» Обломов приподнялся было с кресла, но попал сразу ногой в туфлю и сел опять». В современной ему действительности герой не находит дела по душе. Он инертен и апатичен, он барин, «у него есть Захар и еще триста Захаров», работающих на него. Он гордится тем, что ему не надо работать из нужды, не надо даже натягивать чулки по утрам. Поэтому сопротивляемость его окружающим несчастьям ничтожно мала. Обломов теряет Ольгу, его обманывает жулик-староста, Тарантьев почти отнимает имение, но он казнится из-за неумения жить деятельной и полной жизнью, ему вообще совестно жить на свете. Умирает он тихо, незаметно, кротко переходя от сна жизни в Вечный Сон. И жаль его, потому что не было в нем ни одной фальшивой ноты, не пристало к нему грязи, он не поклонялся лжи. «Это хрустальная прозрачная душа, таких людей мало, они редки; это перлы в толпе!..» Вот она, перед нами, загадочная, несостоявшаяся жизнь несовершенного человека. Впрочем, так ли это? Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996 🔍 смотри также:
Понравился материал?
Рассказать друзьям:
Просмотров: 1310
| |