Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Гончаров И.А.

Роман "Обыкновенная история": анализ произведения

  • Статья
  • Еще по теме

«Обыкновенная история» — обобщение опыта схватки со стихией петербуржской жизни, стольких перемоловшей, столько юных романтических сердец засушившей. Роман — «эпопея личности, приходящей в столкновение с прозой жизни» (А. Ф. Кони), «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментализму, провинциализму» (В.Г. Белинский). Содержание его несложно, поскольку история самая обыкновенная. Конечно, основу сюжета романа и всех описанных в нём жизненных коллизий составляет опыт самого автора.

Александр Адуев, молодой человек из провинции, не сталкивавшийся ещё с жизнью и полный самых идеалистических о ней представлений и благородных порывов, появляется в Петербурге с твёрдым намерением вступить в бой с человеческими пороками — и победить. Естественно, с самого начала романа он вступает в драматическую коллизию с дядей — циничным, преуспевшим деловым человеком, верующим исключительно в реалии жизни, как бы неприглядны они ни были, и в разум — своеобразный клапан, призванный «выпускать пар» чувства только по мере жёсткой необходимости. Все идеалы добра, нравственности, любви Пётр Иваныч Адуев отметает, словно ненужный сор. Только расчёт, расчёт и трезвый ум, дело и деньги, ценностью которых измеряется ценность дела, — вот основы мира, созданного для себя Адуевым-старшим. Даже искусство и талант имеют денежное выражение: «Чем больше тебя читают, тем больше тебе платят денег». По мнению Петра Адуева, в этих принципах отражён век, таковы требования времени.

Эта коллизия — столкновение дяди и племянника — напоминает дуэль и протекает в ходе всего романа, проявляясь во всех поворотах его сюжета, порой вполне предсказуемых, порой неожиданных. В ней проявлен конфликт чувства и разума, возможности делать дело, борясь с «всероссийским застоем» (слова автора о романе), и оставаться при этом полноценным и нравственным человеком. Ясно, что, задумывая характер и рисуя тип Адуева, писатель возлагал надежды именно на этого героя.

В начале и середине XIX века появилось несколько великих романов, по фабуле сходных с «Обыкновенной историей»: «Красное и чёрное» Стендаля, «Большие надежды» Диккенса, романы Бальзака. Их герои настроены романтически, но действительность их побеждает. В 1834 году в Париже выходит первый роман из эпопеи «Человеческая комедия» О.де Бальзака — «Отец Горио». Главный герой — молодой провинциал Эжен де Ростиньяк — приезжает в Париж, чтобы завоевать великий город, и сталкивается с бывшим каторжником Вотреном, который становится его наставником в жизни. В русской литературе первой половины XIX века конфликт романтических чувств и трезвого разума тоже находит своё отражение в столкновении хорошо известных вам героев.

Нет, не так уж хорош, как он сам думал, оказывается молодой Александр Адуев: следуя предсказаниям дяди, он скоро забывает свою провинциальную Сонечку и клятвы вечной любви обращает к Наденьке Любецкой, ради которой, в свою очередь, забывает и дело, а ведь делом-то он и собирался заняться всерьёз. И точно так же, следуя предсказаниям дяди, сам оказывается обманут и отвергнут Наденькой, этой, по выражению А.Ф. Кони, «кисейной барышней и красивой  “букашкой”, безвольно подчиняющейся окружающему укладу и указке старших».

Кульминация романа наступает, когда молодой Адуев доведён до отчаяния. Реплика дяди в диалоге с племянником в ответ на его сетования и жалкие оправдания: «Чего я требовал от тебя — не я всё это выдумал». «Кто же? — спрашивает жена дяди. — Век». Любовь разбита, но и дело провалено. Талант себя не проявляет. «Научите же меня, дядюшка, по крайней мере, что мне делать теперь? Как вы вашим умом разрешите эту задачу?» «Что делать? Да… ехать в деревню!»

Адуев-младший возвращается. Все мечты разбиты. Победа за дядей. Тут-то и выясняется, что это был всего лишь первый раунд житейской схватки-коллизии романа. Петербург манит своей энергией, активной, бурлящей жизнью. В деревне жить невозможно, возврата к прежнему нет. «Чем дядюшка лучше меня? Разве я не могу отыскать себе дороги? Нельзя же погибнуть здесь! …А моя карьера, а фортуна?.. я только очень отстал…» — Александр устремляется в столицу и пишет тётушке: «К вам приедет не сумасброд, не мечтатель, не разочарованный, не провинциал, а просто человек, каких в Петербурге много и каким бы давно мне пора быть». Александр уже отравлен ядом века, ядом Петербурга, ядом дядюшки, в какового и превращается, да становится ещё бездушней, ещё страшнее. Младший Адуев пугает старшего! «Как он переменился! Как пополнел, оплешивел, как стал румян! С каким достоинством он носит своё выпуклое брюшко и орден на шее!» — так видит его дядюшка.

Объявляя о своём намерении жениться без любви, на капитале, он останавливается на полуслове, замечая, что дядя «глядит на него свирепо». А Пётр Адуев понимает, что тоже разрушил свою жизнь: превратил племянника в чудовище, довёл до чахотки жену и мечтает об одном — спасти её. Превращение дяди в племянника, только благородного, опытного, полного подлинных чувств, а не в восторженного романтического юнца, происходит одновременно с превращением племянника в дядю. Казалось бы, вот и развязка. Но в последних строках романа Гончаров-художник торжествует: реальная жизнь просвечивает сквозь навязанную ей идею и берёт своё. Услышав сумму капитала и размеры владений невесты молодого Адуева, дядя «с несвойственной ему живостью» восклицает: «Постой, постой!.. Ты оглушил меня: так ли я слышал? Повтори, сколько?», получив подтверждение, «дядя, скрестив руки на груди, смотрел несколько минут с уважением на племянника. “И карьера, и фортуна! — говорил он почти про себя, любуясь им. <…> Александр! — гордо, торжественно прибавил он, — ты моя кровь, ты — Адуев!”» И родственники обнимаются. «Это в первый раз, дядюшка!» — с такой же гордостью замечает племянник. И тут же просит денег взаймы — на свадьбу, огромную сумму. «Ну, — отвечает старший,— в первый раз». «И в последний, дядюшка: это необыкновенный случай!» — сказал Александр.

Источник (в сокращении): Михальская, А.К. Литература: Базовый уровень: 10 класс. В 2 ч. Ч. 1: уч. пособие / А.К. Михальская, О.Н. Зайцева. - М.: Дрофа, 2018

Понравился материал?
0
Рассказать друзьям:
Просмотров: 2508