Меню сайта
Статьи » Литература 19 века » Гончаров И.А.

Образ Александра Адуева в романе "Обыкновенная история" Гончарова

  • Статья
  • Еще по теме

Адуев Александр Федорович - главный герой. Провинциал, романтик и поэт, возвышенная натура. По определению В.Г. Белинского, Александр Адуев происходит по прямой линии от пушкинского Ленского и является «трижды романтиком — по натуре, по воспитанию и по обстоятельствам жизни». И предположение Пушкина, что «поэта обыкновенный ждал удел», оправдывается в романе Гончарова «Обыкновенная история»; романтические иллюзии героя безжалостно разбиваются петербургской жизнью. Предшественник героя в творчестве самого Гончарова — Егор Адуев из повести «Счастливая ошибка», одного из первых художественных произведений писателя. Он куда более приземлен и связан с реальностью, являясь в большей степени наследником Чацкого («Горе от ума»), нежели Ленского, но и в Егоре Адуеве жили романтические устремления.

Менее всего подготовленный к реальной жизни, Александр Адуев в романе «Обыкновенная история» парит в мечтах о той высокой пользе, которую он принесет государству: будь то слава писателя или иное служение, не столь важно. Мечта гонит его от деревенского уюта и ласки в холодный, «нервный и умный» (Н. С. Лесков) город, в российскую столицу. Первая же встреча с Петербургом произвела на юношу тягостное впечатление: словно рухнул привычный мир, в котором все знакомы между собой, все доброжелательны, гостеприимны, хлебосольны. «А здесь... какая тоска!» Однако во время первого знакомства с блистательным Санкт-Петербургом Александр Адуев видит Медного всадника и внезапно ощущает себя перед ним не бедным Евгением из пушкинской поэмы, а восторженным почитателем великого правителя, славным продолжателем его дел на благо отечества.

В таком же восторженно-возвышенном состоянии впервые появляется Адуев в доме своего столичного дядюшки, Петра Ивановича Адуева. Знакомство с родственником, давно покинувшим родные места, производит на героя впечатление удручающее, но встреча с памятником Петру Великому вновь оживляет мечты главного героя, тем более что Петр Иванович заводит разговор о «карьере» и «фортуне» — тех основных движущих силах петербургской жизни, о которых мечтает и сам Адуев.

После двух лет столичной жизни, заполненной службой в департаменте, переводами сельскохозяйственных статей, литературным трудом, разительно изменилась внешность героя — «из подмалеванной картины вышел окончательный портрет». Изменилось и его душевное состояние: все еще готовый к великой и безграничной любви, к всепоглощающей дружбе, Александр Адуев уже познал власть сомнения, задумчивости не над отвлеченными предметами, а над смыслом новой жизни, в которую незаметно для самого себя погружается все глубже и глубже. Накапливая опыт, душа героя постепенно приобретает те черты, которые будут формировать характер, предстающий перед нами в более поздних романах — «Обломов» и «Обрыв».

Две любви Адуева — к Наденьке Любецкой и Юлии Тафаевой— окончательно определят путь души героя: через восторженную влюбленность, украшенную, по словам Гончарова, «бубенчиками» разных видов и сортов, через демоническую ревность к счастливому сопернику графу Новинскому, готовому к дружбе с Адуевым, через жестокие страдания герой постигнет горечь утраты юношеских иллюзий. Через влюбленность иного порядка, когда предмет обожаний своей страстностью и порывистостью вскоре приедается герою, Александр постигнет правила жестокого, но порой столь необходимого «дядюшкина метода». Рушится нарисованный в мечтах мир, и главный герой впадает в глубокую меланхолию. Весь мир, все контакты отныне заменяет ему рыбалка. Здесь, в живописных окрестностях Петербурга, он встречается с юной девушкой Лизой, живущей неподалеку на даче со своим отцом. Нарочито не обращая на девушку внимания, Александр Адуев постепенно влюбляет Лизу в себя до такой степени, что она готова тайком прибежать на свидание к герою, но вмешивается ее отец, величественный старик, и Александр, поняв, насколько далеко могло завести его случайное приключение, удит отныне рыбу в другом месте. Вскоре после этого эпизода герой возвращается в родной дом, к матери, к прежним основам жизни. Однако жизнь в столице не проходит бесследно: возродившиеся после смерти матери честолюбивые мечты и планы заставляют его опять устремиться на поиски «карьеры» и «фортуны».

Четыре года спустя после вторичного приезда Адуева в Петербург, в эпилоге романа, перед нами предстает совершенно иной человек: «Как он переменился! Как пополнел, оплешивел, как стал румян! С каким достоинством носит свое выпуклое брюшко и орден на шее!» А приезжает к дяде, чтобы сообщить ему о предстоящей женитьбе на богатой невесте, которая не любит его, да и Адуев не испытывает к ней чувств, но это безразлично ему, как человеку, достигшему желаемого.

«Это лицо вовсе фальшивое, неестественное, — писал о герое Белинский. — Его романтизм был в его натуре; такие романтики никогда не делаются положительными людьми». Главный упрек критика, горячо приветствовавшего выход в свет «Обыкновенной истории» Гончарова, относился к финалу романа, но само течение истории, литературы, жизни подтвердило верность наблюдения Гончарова, а не Белинского. Эволюция характера Адуева естественна и закономерна.

Источник: Энциклопедия литературных героев: Русская литература 2-й половины XIX в. - М.: Олимп; ООО "Издательство АСТ", 1997

Понравился материал?
4
Рассказать друзьям:
Просмотров: 4966